Сегодня: Воскресенье, 21 октября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Юницкий (1)
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 215 от 26-26 сентября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

ТЕМА НОМЕРА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№214 от 04 октября
Фестиваль в ЭкоТехноПарке Skyway: Июль 2017. Продолжение следует!

№213 от 05 февраля
История транспорта от колеса до наших дней

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №28 ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ
РОССИЯ - СНАЧАЛА!
Формирование нового государства – главная задача патриотов Отечества



Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам, Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а Российское государство несет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами.



Отличие государства от корпорации принципиально и вызвано не столько наличием у государства значительных социальных обязательств (которые в рамках социального партнерства зачастую принимают на себя и корпорации), сколько коренным различием целей. Корпорация объективно стремится к увеличению прибыли, государство – населения. Действительно, единственным объективным признаком по-настоящему комфортной жизни, соответствующей глубинным потребностям человека, является его размножение (как и у любого другого биологического вида). Поэтому цель модернизации России – обеспечить ускоренный рост населения: только это является объективным признаком его благополучия.



Конструктивный эгоизм – ключ к будущему

Либеральный проект обеспечивает выживание в ней не всего общества, но лишь его отдельных фрагментов (в основном сырьевых), не встречающих конкуренции в мире и потому вписываемых им в себя автоматически. Выживая отдельно от собственного общества (а то и за счет его уничтожения), эти фрагменты вынужденно переосмысливают себя как часть не его, но развитой части мира – «мирового сообщества», «человеческой цивилизации», «Запада» и т.д.

Модернизационный проект - ответ остального российского общества, лишенного будущего либеральным проектом и приговоренного им к деградации и вымиранию.

Его основа - возврат к целостному видению России как единого субъекта глобальной конкуренции, корпорации особого типа, развивающей не только производство, но и нужный ему человеческий капитал с необходимой тому социальной средой. Основные социальные группы должны рассматриваться как равнозначимые; идея общего развития за счет подавления некоторых из них должна отвергаться как не реализуемая и разрушающая общество.

Настроение модернизационного проекта - «возвращение к здравому смыслу», излечение России под лозунгом «от реформ к нормальности».

Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности возможно лишь за счет восстановления и наращивания на качественно новой технологической базе всех компонентов национального капитала: человеческого, технологического, материального (производственного и природного), финансового.



Модернизационный проект не может быть навязан обществу извне

Задача преобразования общества - достижение конкурентоспособности при ужесточении глобальной конкуренции. Так как мы не способны развиваться без «сверхзадачи» и, главное, в силу взаимопроникновения конкурирующих обществ в условиях глобализации и неминуемого воздействия любых внутренних преобразований такой страны, как Россия, на глобальные тенденции, необходимо четко определить новую позитивную роль России для всего человечества. Это замена предельно эгоистичного и потому разрушительного для мира порядка, установленного Западом, новым, более справедливым порядком, обеспечивающим мирное и свободное развитие разных цивилизаций.

Глобальные монополии, лишившиеся после краха СССР силы, сдерживающей их алчность, создали мировые правила игры, лишающие две трети человечества возможностей развития и всяких перспектив. В результате краха СССР монополизм стал глобальным и быстро начал загнивать. Выход мировой экономики из кризиса требует резкого снижения степени ее монополизации, которое возможно только за счет смены технологического базиса: распространения качественно новых, высокоэффективных технологий и создания нового, более справедливого мирового порядка на их основе.

Такие технологии есть у России – они во многом унаследованы от советского ВПК и сейчас блокируются российскими и глобальными монополиями – и модернизация России требует их коммерционализации и широкого распространения в нашей стране.

Коммерческая работа в этом направлении ведется, но она будет эффективна и станет инструментом позиционирования России в глобальной конкуренции лишь при условии поддержки и направления со стороны государства. Тогда мы сможем, определив, какие технологии, кому и на каких условиях передавать, не просто определять новый мировой порядок, но и самостоятельно и по своему усмотрению формировать глобальный экономический, - а значит, и политический – ландшафт.

Модернизационный проект не может быть навязан обществу извне, он может быть лишь порождением и творческим выражением самого общества. Сегодня это значит, что он должен опираться на синтез социальных, либеральных и патриотических ценностей, стихийно уже проведенный обществом. И эти ценности прямо подразумевают друг друга.

В самом деле: честный либерал не может не видеть, что бедный не может быть свободным, что свобода подразумевает достаток. А это автоматически делает его не только сторонником социальных ценностей, но и патриотом, потому что в глобальной конкуренции не только достаток и собственность, которая является либеральной ценностью, но и свободу приходится защищать на национальной основе.

Честный сторонник социальных ценностей понимает, что их надо защищать. Защита от внешних конкурентов делает его патриотом, защита от бюрократии и чрезмерной алчности бизнеса - либералом. Наконец, честный патриот понимает, что ни раб, ни нищий не будут защищать отечество – и поэтому граждане должны быть свободны и богаты, насколько это возможно. А это делает патриота сторонником либеральных и социальных ценностей.



Либералам придется сделать выбор

«Элита», закостеневшая в начале 90-х, не позволяет этому синтезу артикулироваться в конкретных требованиях, политических и медийных структурах, но возможности ее сопротивления российскому обществу близки к исчерпанию. Для успеха модернизационного проекта он должен опираться на часть общества, которая лишается перспектив либеральным проектом и обладает наибольшими и наиболее разнообразными ресурсами. Это бизнес, достигший лидирующих позиций на региональных рынках («средний бизнес»).

Его особенности делают его потенциальным двигателем нового этапа развития российского общества: наличие значительных и разнообразных ресурсов; невозможность реализации этих ресурсов для дальнейшего развития в силу объективных хозяйственных (доминирование крупного бизнеса, невозможность развития без административной «крыши», границы которой соответствуют границам региона) и политических (централизация принятия решений и в целом политической жизни) ограничений; масштаб деятельности, еще не достаточный для использования возможностей либерального проекта (влияние на государство, выход на международные финансовые рынки), но уже не позволяющий избежать потерь от его реализации (в том числе из-за внешней конкуренции); раздробленность, что создает потребность в гибкой координации в национальном масштабе.

Он уже аккумулировал ресурсы для прорыва с регионального уровня на общенациональный и, далее, на международный. Этот прорыв высвободит накопленную и подспудно пережигаемую энергию и сможет стать источником и содержанием не просто ускорения прогресса, но комплексной модернизации всей России. Средний бизнес остро нуждается в политическом, интеллектуальном и идеологическом обеспечении этого прорыва.

В силу олигархического характера сопротивления среднему бизнесу его прорыв будет носить характер антиолигархической (направленной против прежде всего силовой олигархии) революции.

Либеральные силы (вплоть до «коммерческих» олигархов) страдают от агрессии силовой олигархии и потому объективно являются союзниками модернизационного проекта. Вместе с тем по мере оздоровления политической системы России они будут делиться на две группы.

Первая будет придерживаться либеральных ценностей и, соответственно, участвовать в модернизации России, по мере приятия синтеза социальных, патриотических и либеральных ценностях постепенно растворяясь в созидаемой с ее участием модернизационной элите.

Вторая группа будет служить российскому олигархическому и транснациональному бизнесу и потому придерживаться либеральных интересов, отрицая ради них либеральные ценности. Силовая олигархия не устраивает ее не как вредящая обществу олигархия, но как конкурент коммерческой олигархии и как элемент государства, ограничивающего свободу бизнеса в каких бы то ни было интересах, даже интересах всего общества. После проведения политической модернизации и превращения силовой олигархии в добросовестную часть государства эта группа либералов сохранит свою враждебность – уже не олигархам, но обществу – и станет противником модернизации.

Этот суровый выбор выдержат не все либералы, и им надо помогать, чтобы перетянуть максимум из них на сторону России, - в том числе потому, что именно они являются в современном российском обществе основными носителями управленческой эффективности и общей цивилизованности.



Государство – это голова и руки общества

Гоcударство должно делать все, что необходимо обществу, но что последнее на конкретном этапе своего развития не может сделать само. Переход к фактическому назначению губернаторов создал возможность интеграции федеральной и региональной систем госуправления по типу наиболее эффективных коммерческих корпораций.

Надо установить, что госуправление объединяет функциональное и отраслевое управление, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти, с территориальным управлением, осуществляемым губернатором. Их функции должны быть разделены по каждому вопросу. Неминуемые конфликты, вызываемые объективно обусловленным различием интересов центрального и территориального управления (а также между федеральными ведомствами), должны разрешаться Комиссией по административным спорам - компактным органом в составе аппарата президента, находящимся под контролем президента и специально назначенного Наблюдательного Совета.

Контрольные функции должны быть переданы специально выделенным органам с хорошо развитой обратной связью. Технологический контроль (включая экологию) должен осуществляться органом в составе правительства, контроль за соблюдением закона – силовыми структурами по ведомственной компетенции и (в части надзора) Генпрокуратурой, политический и управленческий контроль – специальной структурой в составе аппарата президента.

Контрольные функции в рамках компетенции федерального центра осуществляются только федеральными структурами на всей территории страны. Если губернатор или руководитель обычного органа управления не согласен с предписанием контрольного органа или не подчиняется ему, он обращается в суд (по административным вопросам – в Комиссию по административным спорам, которая решает вопрос в кратчайшие сроки на основе прецедента).

Функции контроля и решения споров должны быть разделены, а занимающиеся ими структуры - не связаны друг с другом. Функции оказания госуслуг - отделены от управления и максимально централизованы для облегчения контроля (а не как сейчас, когда агентства подведомственны министерствам, причем каждое по-своему, а оказываемые ими услуги в результате децентрализованы). В частности, все значимые госзакупки должны вестись через единую Федеральную контрактную корпорацию, находящуюся (как наиболее коррупциогенная структура) под особо жестким многоуровневым контролем. Функции инноваций, сегодня размытые до полного отсутствия, должны быть сконцентрированы: технологические – в Министерстве науки и технологий, управленческие – в аппарате президента. Эти структуры должны организовывать экспертизы и принимать решения о внедрении.

Аппарат президент должен объединять все информационные потоки и быть единственной структурой, владеющей всей картиной в целом.

Региональное управление должно не строиться не по принципу «удельных феодальных княжеств», а быть полностью интегрировано в единую систему государственной исполнительной власти.

Так, вице-губернаторы и руководители департаментов региональных правительств, курирующие вопросы общенационального значения, должны подчиняться не губернатору, но профильному органу федеральной исполнительной власти и принимать все необходимые решения в соответствующей сфере. А губернатор - лишь координировать их деятельность, кроме руководителей силовых, кадровых и финансовых структур (в том числе определяющих размер оплаты труда сотрудников региональных органов власти). Они должны предоставлять ему информацию о своей деятельности в касающейся его части, но оставаться самостоятельными и не быть объектом даже координации с его стороны.

Конфликты между руководителями региональных структур исполнительной власти (или между ними и губернатором) должны решаться Комиссией по административным спорам аппарата президента. Глава региона не должен обладать контрольными функциями в отношении вопросов, имеющих общенациональную значимость. Более того: он не может иметь возможность принимать решения о финансировании, которые должны находиться в компетенции руководителей соответствующих региональных структур исполнительной власти. Но подобная концентрация управления становится возможной исключительно за счет перевода его на качественно иную технологическую основу – с бумажного на электронный документооборот.



Электронный документооборот: о дивный, новый мир!

Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной, касаться не только всех органов госуправления, но и взаимодействующих с ними корпораций. Это позволит экономить не столько бумагу и услуги почты (включая дорогостоящую фельдсвязь), сколько время. Любое решение может приниматься мгновенно, причем вся связанная с ним информация сохраняется навсегда и является легкодоступной (а при необходимости – и общедоступной).

В частности, любой конфликт между органами власти, не разрешенный ими самими в течение суток, должен автоматически передаваться на рассмотрение Комиссии по административным спорам в аппарате президента, которая, в свою очередь, должна (действуя по прецеденту) принимать решение в течение суток (в крайнем случае двух). Таким образом, любая типичная конфликтная ситуация урегулируется в течение двух суток, нетипичная – должна урегулироваться в течение трех суток.

При обращении в Комиссию по административным спорам участник спора должен определять ориентировочную «стоимость проблемы», то есть ущерб от ее неправильного решения или отсутствия решения. Если Комиссия соглашается с аргументами, определяющими эту стоимость, признанный ею виновным чиновник (в том числе, возможно, и инициатор обращения) получает соответствующие штрафные очки. Для каждой должности установлен лимит допустимых штрафных очков, которые могут быть набраны в течение года (чем выше должность, тем, в соответствии с масштабами деятельности, выше этот лимит); чиновник, превысивший этот лимит, автоматически понижается в должности или увольняется, так как его ошибки создали угрозу нанесения неприемлемого ущерба.

Любой чиновник и, шире, любой гражданин имеет право и возможность обратиться в любой орган госуправления, и ему должны дать содержательный ответ. А система электронного документооборота должна давать руководителям федеральных органов исполнительной власти и губернаторам доступ ко всей деловой электронной переписке своих подчиненных, а представителям контрольных структур - ко всей переписке, имеющей отношение к контролируемым сферам и вопросам.

Помимо этого, должна быть создана система конфиденциальной связи, по которой каждый чиновник (в идеале – и гражданин) может обратиться в контролирующие органы, в Комиссию по административным спорам или к президенту с жалобой. При этом он должен иметь гарантию, что его имя не будет раскрыто тем, на кого он жалуется, а его жалоба не будет направлена им же на рассмотрение.

Любое решение о трате средств федеральными органами исполнительной власти или (при превышении некоторой пороговой суммы) региональными органами исполнительной власти должно реализовываться только после одобрения Федеральным Казначейством, которое может мотивированно остановить любой платеж, но должно принимать решение об этом в течение не более чем одних суток. Вообще же качественное ускорение документооборота позволит кардинально, в десятки раз сократить численность государственного аппарата и снизить расходы на него при непредставимом сегодня повышении его эффективности и оперативности принятия решений.



Никакой контроль не может быть достаточным

Полная прозрачность принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормативам, наличие большого количества контуров обратной связи, в том числе и конфиденциальной, создаст объективные институциональные и технологические предпосылки для резкого ограничения коррупции.

Сначала необходимо создать эти предпосылки: изменить структуру органов госуправления и перевести его на электронный документооборот. Затем следует создать материальные предпосылки: повысить зарплату и социальные гарантии чиновникам (во многом это уже сделано), привязав на формальной основе (в том числе и через число набранных каждым «штрафных очков») уровень их оплаты к эффективности их работы. После этого следует провести масштабную чистку аппарата государственного управления – не для сокращения его численности (она должна быть проведена на первом этапе, в ходе реструктуризации аппарата госуправления), но для того, чтобы убить пронизывающую его сегодня культуру коррупции.

Этот этап должен начаться с одномоментного обновления состава судей всех судов (включая арбитражные), подобного проведенному де Голлем во Франции, и модернизации судебной системы: нарушения со стороны судьи (включая игнорирование существенных материалов и нарушение законов, в том числе установление наказаний «ниже нижнего» или «выше верхнего» предела) должны вести к его увольнению и пожизненному запрету на любую юридическую деятельность; работа всех судов должна быть гласной, если это не грозит разглашением гостайны; при всех апелляционных судах должны работать общественные наблюдатели; надо установить связь между квалификацией судьи и тяжестью обвинений. Чем тяжелее обвинение (а в арбитражном суде – чем выше сумма иска), тем выше должна быть квалификация судьи; ограничить время рассмотрения одного дела и количество дел, одновременно рассматриваемых одним судьей (иначе перегрузки разрушают их психическое и физическое здоровье, что отражается на всем правосудии); все судьи должны иметь зарплату и социальные гарантии, позволяющие вести достойную жизнь; все участники судебного процесса должны при необходимости получать действенную защиту государства, в том числе до и после суда.

Затем целесообразно масштабное и разнообразное провоцирование чиновников на получение взяток (по образцу операции «Шейх», проводимой ФБР в США), а также освобождение бизнесменов-взяточников от ответственности в обмен на сотрудничество со следствием против вымогающих у них взятки чиновников (по образцу итальянской операции «Чистые руки»).

Надо четко регламентировать права правоохранительных органов по борьбе с оргпреступностью, включая связанные с внедрением в нее и проведением специальных операций. А активы участников оргпреступности, с помощью которых они могут оказывать влияние на общество, в случае их несотрудничества со следствием должны конфисковываться. Официальная оплата труда работников силовых структур должна быть повышена до уровня их реальных доходов. Это единственный способ создать необходимые предпосылки для очищения этих структур от разложившихся и психически неустойчивых элементов.

Однако никакой контроль не может быть достаточен. Поэтому даже совершенный по структуре аппарат госуправления требует скрепления идеологией, единым патриотическим духом, не допускающим коррупцию в недостаточно поддающиеся контролю структуры (суды, контрольные органы, Комиссию по административным спорам и ее Наблюдательный совет), а пассивность – в структуры, созданные для творческих решений. Идеологизированных «пассионариев» требуется относительно немного, что делает задачу их отбора и привлечения (а со временем и воспитания) вполне решаемой.



Читайте продолжение в следующем номере



Автор - директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук

   
стр.4 // ДЕЛЯГИН Михаил
Полное оглавление номера


ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты
НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap | Статьи