или почему в России лучше быть пешеходом
Чиновничий люд страсть как любит автомобилистов. И сюрпризы в виде новых законодательных инициатив льются на обладателей «железных коней» словно из рога изобилия, из года в год, от месяца к месяцу. Очередной подарок ждет нас уже этой весной - речь об увеличении штрафов «в разы». Так за какие нарушения придется изрядно раскошелиться? И заодно, -где оставлять своих четырехколесных друзей, если парковки возле дома скоро будут под запретом, чем подержанный «Лексус» хуже новых «Жигу-лей», почему вроде бы амнистированные машины с красными поворотниками до сих пор не могут пройти техосмотр, за что и как мы платим страховщикам?
Новую таблицу штрафов предполагается ввести, не теряя времени даром, к весне. Уже в январе депутаты Госдумы рассмотрят 15 альтернативных вариантов законопроекта, суть которого достаточно проста: повышение существующих штрафов в 5-10 раз и введение несколько подзабытой балльной системы. Часто ли хозяева бросают свои автомобили незнамо где, - например, на автобусных и троллейбусных остановках? Часто ли забывают о самом существовании ремней безопасности? Часто ли пролетают перекрестки на «красный»? Думается, что вы и сами знаете ответ на эти вопросы. Да, часто. Почти всегда. Наглецов «думцы» намерены хорошенько приструнить: в первом случае за нарушение придется заплатить 1000 рублей, во втором - 500, в третьем - от 1000 до 1500, либо вообще лишиться прав на внушительный срок, от года до полутора лет. А коли выпил и сел за руль - не следует жаловаться, оказавшись в комнате с характерным решетчатым «небом» (впрочем, это предложение депутаты от «Единой России» встретили в штыки, посчитав необоснованным). По мнению члена Совета Федерации Владимира Федорова, «возможное повышение штрафов полностью себя оправдывает. Увы, но в нашей стране штраф потерял свое предупредительное значение. Увеличение штрафов повысит ответственность среди водителей. В противном случае мы будем хоронить не 35000, а 40000-45000 человек в год, погибших в результате ДТП. За последние 20 лет ни одна страна в мире штрафов не понижала, а та ответственность, что сейчас лежит на наших автолюбителях, просто смехотворна». Казалось бы, логика нерушимая, ведь действительно, - автомобилисты, столичные и не только, ведут себя на дорогах так, словно правил вообще не существует. А «пристегиваться» - так вообще, считается чуть ли не дурным тоном. С другой стороны, по-настоящему, единственно разумным решением представляется не только повышение штрафов, но и оплата таковых, минуя инспектора. Потому как если нарушителя отчитывает сотрудник ДПС, чаще всего водитель и страж порядка расходятся полюбовно, один из них - опустошив кошелек, другой - плотно набив его приятно шуршащими купюрами. Таким образом, говоря о повышении штрафов, к сожалению, можно говорить лишь о существенном улучшении и без того неплохого материального положения представителей ГИБДД.
Говорим «двор», подразумеваем «штрафстоянка»
Подобная смена места жительства по-прежнему вероятна для абсолютного большинства автомобилей. Многие ли держат свои машины в дорогих паркингах? «Гуманный» для Центрального округа Москвы ценник, равняющийся 6000 рублям в месяц, - сумма явно запредельная для владельцев «Жигулей» и стареньких иномарок, стоимость которых часто не превышает 500-1000$. Программа «Народный гараж»? Помилуйте, сказано - не значит сделано. Ракушки? Многие автолюбители сами против захламления дворов этим пережитком 90-х. И власти с ними более чем согласны, в массовом порядке ликвидируя самовольно установленные гаражи. Ситуация с многочисленными пока ГСК - аналогичная. Не говоря уже о том, что в пресловутом ЦАО их по сути нет. Что остается? Правильно, привычные московские дворы. А это чиновников откровенно раздражает. И предсказуемый результат: законопроект, предусматривающий запрет стоянки автомобилей вне отведенных для этого мест, прошел без малого два чтения в Мосгордуме. Но не состоялся. Впрочем, что мешает его реанимировать? И такие попытки есть, причем не только в столице. В частности, минувшей осенью питерский парламентарий Алексей Тимофеев разработал дополнение к законопроекту о городском благоустройстве, в котором было озвучено все то же предложение: двор и автомобили - несовместимы. На вопрос же: «А где собственно парковаться?» был дан обезоруживающий своей простотой и лаконичностью ответ: «Нигде». Хотя решение лежит на поверхности: направить часть доходов служб, занимающихся эвакуацией машин, на строительство бесплатных муниципальных стоянок. Но нет. Вместо этого открываются все новые и новые штрафстоянки. К примеру, в Москве скоро должно появиться еще 20 площадок соответствующего толка, рассчитанных на 3830 машино-мест. До конца января также будет создан отдельный батальон ДПС - в обязанности 290 сотрудников оного вменяется поиск и выявление неверно припаркованных авто, естественно, с последующей их эвакуацией.
О бедном АВТОВАЗе замолвите слово...
Впрочем, даже если вы держите свою иномарку в теплом, охраняемом и дорогом паркинге, на спокойствие рассчитывать не приходится. Не так давно в Госдуме обсуждался закон «О дорожном движении». Если он будет принят в наиболее жесткой своей версии, тяжкий удар последует не только по любителям японского автопрома (предполагается ввести запретительные пошлины на импорт «праворулек»), но и по целой армии владельцев комфортных, надежных, исправных, безопасных иномарок, которые провинились лишь тем, что отдельные чиновники считают их автохламом. Это инициатива уже упоминавшегося выше сенатора Владимира Федорова, который уверен, что следует ввести новую категорию опасных авто: «Нужно определить сроки эксплуатации транспортных средств, ведь гнилая машина опасна и для водителя, и для пассажиров. Решать этот вопрос нужно опять же экономически, например, ввести высокий налог на старый автомобиль». Федорову вторят и представители Комитета по экологии Госдумы, выступившие с аналогичным предложением. Якобы этого требует скорейшее вступление России в ВТО. Конечно, всякого разумного водителя и пешехода раздражает засилье на дорогах древних, ржавых, рассыпающихся на ходу рыдванов, - но почему речь идет лишь об иномарках? 10-летние или даже новые «Жигули» чиновники считают лучше, надежнее и безопаснее 10-летнего «Мерседеса» или «Кадиллака»? Или предполагается путем введения непомерно высоких налоговых ставок удушить и всю армию владельцев старых российских и советских авто? Не говоря уже о том, что, по словам гендиректора ФГУП НАМИ Алексея Ипатова: «Сейчас не ведется статистика по числу ДТП, причиной которых стали технические особенности автомобилей».
Но ладно бы возраст. Еще более загадочной выглядит ситуация, когда определенный закон предусматривает запрет к эксплуатации новых автомобилей! Причем речь не о машинах, произведенных, скажем, в Индии, -а о тех, что сошли с конвейера в США. Одним росчерком пера Михаил Фрадков чуть не заставил многотысячную армию владельцев «Линкольнов» и «Шевроле», а также «Инфинити» и «Лексусов», произведенных в Соединенных Штатах, плюс многих чистокровных «японцев» распрощаться со своими, не самыми дешевыми четырехколесными друзьями. Отметим: легально ввезенными на территорию РФ, честно растаможенными и поставленными на учет по месту жительства. То есть на 100% разрешенных к эксплуатации. В чем же проблема, чем плохи американские автомобили и некоторые леворульные «японцы»? Оказывается, дело в красных поворотниках сзади и желтых «габаритах» спереди. Заставив многих автомобилистов проездить два с лишним месяца
под угрозой лишения прав, господин Фрадков исправил досадную «ошибку». Теперь, согласно постановлению Правительства РФ от 28 февраля 2006 года, красные поворотники и желтые «габариты» снова в законе. Но ведь что любопытно! Эксплуатировать - эксплуатируй, но честно полученного талончика техосмотра - не жди. Ведь на территории России по-прежнему действует древний, как сама вечность, ГОСТ 8769-75, который регламентирует правила проведения ТО. И согласно ему, «американцы» ездить по нашим дорогам права не имеют. По причине, указанной выше.
Ненасытное ОСАГО
Не секрет, что страховщики перманентно требуют повысить тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности, которые и сейчас, мягко говоря, нельзя назвать дружелюбными по отношению к кошельку просто автомобилиста. В частности, представители комиссии по ОСАГО при Федеральной службе страхового надзора недавно заявили о необходимости повысить стоимость полиса, без которого ни один из нас не имеет права выехать на дороги общего пользования. И повысить не на какие-то там 5-10%, а без малого на 47%. Якобы иначе не удастся сохранить стабилизационный фонд страховых компаний, который сейчас равен практически 11 млрд. рублей. Но так ли плохо живется страховщикам? Попробуем подсчитать.
Вы - москвич, недавно получили права, купили скромных размеров малолитражку родом из Европы и теперь намерены активно на ней передвигаться по городу и области. Базовый тариф ОСАГО составляет 1980 рублей, однако не будем забывать о повышающих коэффициентах, «благодаря» которым первая ваша страховка обойдется в… 5920 рублей (стаж - один год, возраст - 22 года и старше, 100-120 л.с. под капотом). Но это ерунда. Ерунда, по сравнению с тем, насколько веселой станет ваша жизнь в случае одного или двух мелких ДТП. Уповая на страховщика, вы останетесь на месте аварии (в каждой из которых пострадавшему авто причинен ущерб, скажем, на 3000 рублей) и гордо отвергнете предложение второй стороны о том, чтобы «разойтись на месте». Вы же законопослушный человек. Однако законопослушность дорого стоит: на следующий год, с учетом одного из коэффициентов (аварийной/безаварийной езды) вам придется заплатить за все тот же полис ОСАГО 8584 рубля… сверху! И так четыре года, по истечении которых «переплата» будет равняться 20167 рублей. А теперь давайте вспомним, насколько часто мы видим на дорогах два автомобиля, лишь чуть-чуть коснувшихся друг друга, владельцы которых терпеливо дожидаются прибытия сотрудников ДПС? Такого рода аварий - абсолютное большинство. Стоит ли говорить, насколько это благоприятно сказывается на благосостоянии страховщиков?
Страховка -страховкой
Штрафы - штрафами, однако автомобиль и сам по себе требует определенных затрат. И первая из них - это бензин. Который в нефтедобывающей стране, - а именно таковой, как известно, является Россия, дорожает на постоянной основе. А тем временем, в другой нефтедобывающей стране, имя которой Саудовская Аравия, в конце декабря было объявлено о 25-процентном сокращении цен на топливо. Граждане страны -крупнейшего в мире производителя и экспортера нефтепродуктов, отныне платят за литр 95-го бензина 0,16$.
|