Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
М. В. Горбаневский
Москва: кольца столетий
стр. 77

«побежал без оглядки назад в свои степи именно в тот день и в тот час, когда в Москве происходила торжественная встреча чудотворной Владимирской иконы, о чем свидетельствовали некоторые вестники, находившиеся в его стане». Привел И. Е. Забелин и рассказ о вещем сне, который якобы увидел Тамерлан: «В Москве стали потом рассказывать, что в тот день он видел страшный сон - гору высокую, а с горы идут к нему святители со златыми жезлами в руках, претяще ему зело, и тут же внезапно видит он на воздухе жену в багряных ризах со множеством воинства "претяще ему люте". Проснувшись в ужасе, он тотчас повелел всей своей силе немедля возвращаться домой, откуда пришел. С той поры чудотворная икона, поставленная в Успенском соборе в ряд местных икон на десной стороне от св. дверей царских, стала историческим знамением Москвы, как она была таким же святым знамением и старого стольного города Владимира».

Перенесение Владимирской иконы в Москву не только спасло город от разорения Тамерланом. Оно знаменовало собой и совершенно новый этап в истории самой Москвы как центра русских земель. «Ее перенесение, - завершает свой комментарий И. Е. Забелин,

- в полноте выразило в религиозном движении всенародного сознания ту истину, что отныне Москва становится стольным городом не одного Московского Княжества, но стольным городом и всех других Княжеств, стольным городом всей Русской Земли. Чудотворная икона своим переселением в Москву освятила политическую твердыню города». Вот какой огромный пласт истории Отечества оказался скрытым за внешне непритязательным, привычным и даже обыденным московским топонимом Сретенка!

Деревянную церковь Сретения (Устретения) Владимирской иконы Божией Матери, в алтарь которой был помещен список (копия) иконы, по велению великого князя Василия поставили сразу же - в 1395 году, одновременно с устроением здесь, на Кучковом поле, небольшого мужского Сретенского монастыря. В 1482 году на месте деревянной «заложи церковь камену князь великий Сретения Святые Богородицы в поле». В последующие столетия храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери неоднократно перестраивался. В XVIII веке именно в нем, в стене за левым клиросом, был установлен знаменитый огромный (высотой - 7,8, шириной - 4,27 метра) великолепный резной крест работы мастера Григория Шумаева - настоящее чудо русского искусства. В советское время судьба храма была печальной: в 1917 году его закрыли, позднее в нем устроили общежитие, а затем превратили в гараж. В конце 50-х годов в этой церкви были размещены реставрационные мастерские. Возвращение храма верующим произошло только в 90-е годы. Следует добавить, что у церкви этой есть одна характерная особенность: ее алтарь был устроен на северной стороне (а не на восточной, как это положено) - он был направлен в ту сторону, откуда была принесена по северной дороге из Владимира чудотворная икона Божией Матери.

Глаголы сретать, сретить («встретить»), существительные срет, срета, сретенье в русской речи были очень употребительны. Вот несколько примеров из словаря В. И. Даля: «Архиерея колокольным звоном сретают и провожают. Мы вышли крестный ход сретить. Не срелись мы, стало быть, разминулись. Пойти на срет. Недобрая срета - заяц через дорогу, а добрая срета - волк». Сретением Господним назван и один из великих -«двунадесятых» - православных праздников, отмечаемый 2 (15 по новому стилю) февраля. Праздник Сретения был установлен в память принесения Девой Марией в Иерусалимский храм Младенца Христа Спасителя в 40 й день после рождения и для встречи Его здесь святыми праведными Симеоном и Анною пророчицею. Первым в храме Младенца Христа встретил Симеон Богоприимец, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрет до того, как увидит надежду всех народов - Спасителя. Существуют народные приметы, связанные с праздником Сретения Господня: о сретенских февральских морозах и сретенских оттепелях. В одном из присловий соединились даже слова сретенье и встретиться: «В Сретенье зима с летом встретилась».

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net