













|
|
|
|
|
|
В. В. Колесов
Русская ментальность в языке и тексте
стр. 112
знаком) член. Маркированы, разумеется, вторые члены противопоставлений, создающие как бы цель движения. Но это обманчивое впечатление, иллюзия с высоты сегодняшнего дня. Когда движение начиналось, никто не ставил перед собой подобных целей. Целей не было, как не было и причин — были у-слов-ия, определенные словом и направленные делом.
Само же движение проходило согласно принципу, присущему Средневековью, в иерархии градуальности, с постоянной заменой признаков различения, скольжением их по граням бытия и быта. Конечная цель не была ясна, как не ясна она и тогда, когда ее только ставят вполне сознательно. Следовательно, и в нашем случае происходило такое же пересечение самых разных принципов и направлений движения. Вполне возможно, что это были столь привычные для Средневековья триады типа язычество—христианство—культура (от культа к культуре) или общество—государство—личность (в развитии признака свободы). Трудно определить достоверно, какие волны накатывались друг на друга, исполняя свое дело и уходя в небытие. Но что достаточно ясно, так это следующее:
Форма явления, форма сознания |
Физическое |
Духовное |
Социальное |
1. Структурно-организующие |
Природа |
Мир |
Г осударство |
II. Ценностноидеологические |
Природа |
Культ |
Культура |
III. Прагматика интересов |
Этнос |
Общество |
Г осударство |
IV. Личностные проявления |
Лицо, живот, имя и т. д. |
Лик, жизнь, знамя и т. д. |
Личина, житье, знак ит. д. |
На структурном уровне соединяющим принципом является принцип единства народа (мир) — по существу этнический принцип, который становится фундаментом всех последующих усложнений в социальной организации общества.
На ценностном уровне ведущим является принцип «партии» (клана, группы и пр.), на прагматическом — вождь («харизматическая личность»), на личностном всё основывается на принципе свободы каждой данной личности.
Изменяются качества в зависимости от вхождения в свою степень. Органическая сторона жизни физического лица есть прежде всего оюивот живого человека, духовное существование его лика облагораживается э/сизныо (вечная жизнь), социальная функция (социальная роль) личины нацелена на житье-бытье (oicumue). То, что в природном физическом существовании — принадлежащее тебе имя собственное, в духовной своей ипостаси превращается в символический признак принадлежности к миру — знамя (с сакральным вариантом знамение), а в социальном плане оборачивается абстрактным всеобщим знаком.. И так далее.
В сущности, наиболее глубокие исследователи именно в такой проекции и реконструировали исходные ментальные соотношения, характерные для народного сознания. Земледелец—воин—жрец — это архетипические фигуры древней иерархии. С точки зрения «прагматики интересов» В. Н. Топоров обсуждает три ключевые идеи (концепты) древнерусской культуры, «ставшие со временем нравственными императивами русской жизни, которые так или иначе учитывались в последующем развитии самосознания» [Топоров 1987: 187], а
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|