Дикий бум 47
словия несчастливым, даже трагическим сознанием. Дягилев — лишь один пример, пусть даже непревзойденный в своей выразительности, столь радикального понимания самого себя. На обеде, данном в его честь москов- ' - - 1 ,
скими художниками, Дягилев '
 |
Сергей Дягилев; на заднем плане
его кормилица. Картина Л. С. Бакста, 1905 |
открыл присутствовавшим
знаменитостям, среди кото- ; '
рых были Мамонтов, Серов, r , ^ ’г * V ^ )< 1 -
Борисов-Мусатов, Остроу- шыЛ
хов, то, что, конечно же, ду- ' ; ' 1
мал не он один, но только он * г
отважился высказать с аб- |П
солютной беспощадностью. Ш/Г*
При «дуновении летнего вет- ^
ра», во время своих «объездов вдоль и поперек необъятной России» он убедился, , " ■'1
«что наступила пора итогов»: «Глухие заколоченные —...........................~..... ..........
майораты, страшные своим
умершим великолепием дворцы, странно обитаемые сегодняшними малыми, средними, не выносящими тяжести прежних парадов людьми... И вот когда я совершенно убедился, что мы живем в страшную пору перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от нашей усталой мудрости... А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов! Так же как и за новые заветы новой эстетики. И единственное пожелание, какое я, как неисправимый сенсуалист, могу сделать: чтобы предстоящая борьба не оскорбила эстетики жизни и чтобы смерть была так же красива и так же лучезарна, как и воскресение». Место действия — гостиница «Метрополь», белый океанский лайнер на Театральной площади, только что построенный по проектам Валькота и Эрихсона. Время действия — год 1905-й, несущийся на волнах революции.