













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 105
106 Постигая Москву
Казанский вокзал. Арх. Л. В. Щусев, 1913-1926 |  |
ции. Крестьянам из Центральной России, уходившим на сезонную работу на юго-запад, нужно было не меньше времени, чем требовалось европейским эмигрантам, чтобы прочно обосноваться в Новом Свете. Именно кровеносная система в виде железных дорог помогла России встать на путь формирования общества.
При этом не обошлось без принуждения, без шока. Прокладка линии между Варшавой и Веной в 1839 г. была «обязательным упражнением» в передовой западной приграничной области. Открытие в 1851 г. линии Санкт-Петербург — Москва также представляется давно напрашивавшимся соединением двух столиц, которое осуществил режим, желавший казаться современным. Однако железнодорожное строительство в больших масштабах началось только после сокрушительного удара — поражения в Крымской войне, одновременно ставшего поражением крепостнической системы. Понадобились железнодорожные линии для переброски войск, транспортные средства для доставки на мировой рынок русского хлеба и русского леса, артерии, соединяющие друг с другом с целью обмена выраставшие как грибы промышленные центры. Гигантскими скачками — достигавшими кульмина-
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|