Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 107

108    Постигая Москву

традицией. Савва Мамонтов, которому принадлежала Северорусская железнодорожная компания, никем ниже Шехтеля не удовольствовался бы. В здании, построенном Шехтелем в начале этого столетия, архитектура Северной России, как цитата, включена в формы модерна. Преобладает окружность, сооружение асимметрично. Полуциркульные арки входов контрастируют с прямой линией окон, шиферно-серый цвет крыши — с белой краской на стенах. Вокруг здания — фриз из зеленого кафеля с пестрыми майоликовыми вставками. Есть и элементы, подобающие крепости либо монастырю.

Мамонтов не просто построил железнодорожную линию — он проложил дорогу на русский Север, так поздно открытый заново и уже тогда ставший легендарным центр ощущения русской силы; заказчик, не лишенный вкуса, поначалу послал художников, которым доверил внутреннее оформление вокзала, в поездки по этому краю. Но картины Коровина с пейзажами местности, куда ведет дорога, исчезли — в зале было установлено междуэтажное перекрытие с чудовищно уродливым эскалатором. Указанные на табло названия городов, ставших доступными в ту далекую пору, — Архангельск, Вологда, Воркута, Тайшет — теперь звучат не так невинно. Слишком многие познакомились с заполярными городами не по своему желанию, а по чужой, непостижимой воле. И вернулись они оттуда всего-то лет тридцать назад.

Строительство линии Москва — Архангельск, сооружение вокзала знаменовали одновременно окончание эпохи Мамонтова и вообще железнодорожных магнатов подобного типа, которые во второй половине прошлого столетия революционизировали транспортную систему, — таких, как Дервиз, выбившийся в люди из крестьян, аскет Самуил Поляков, филантроп Иван Блиох, также выходец из еврейской семьи, или инженер К. Ф. фон Мекк. Савву Мамонтова строительство северной линии привело к краху. Его обвинили во взяточничестве, посадили в тюрьму, и, несмотря на оправдание, он был человек конченый. В Бутырской тюрьме Мамонтов написал либретто оперы «Ошейник», перевел на русский язык моцартов-ского «Дон Жуана» и создал скульптуры своих надзирателей. После того как Ярославская дорога и все его имущество стали собственностью государства, он уединился в своей гончарной мастерской, месте встречи будущих великих художников. Ненамного лучше сложилась судьба другого сильного человека, отличившегося в железнодорожном строительстве. Графу Витте, стратегу российской модернизации и первому после революции 1905 г. председателю Совета министров, также пришлось уйти в частную жизнь. Самодержавию оказались не по вкусу ни темперамент энергичного буржуа, ни компетентность просвещенного технократа.

А вот и Ленинградский вокзал. Здесь была открыта первая российская железная дорога, и, по мере того как движение по ней развивалось, она как будто стала каналом, по которому к старой, развенчанной столице перете-

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net