













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 188
Музеи как дверь в историю 189
волюционной закваски. Почему же именно в России театр приобрел столь выдающееся значение? Может быть, потому что предлагал суррогат действия в мире, который казался неизменным?
Звезды русского театра, начиная от актеров крепостных трупп, которые аристократы заводили в своих поместьях, до Южина, Оленина, Ермоловой, Качалова, Павловой и Комиссаржевской, выстроены в почетную галерею. Интереснее, однако, детали: афиша, извещающая о выступлении Дузе, портрет Айседоры Дункан, балетная туфелька Кше-синской. И повсюду Шаляпин, которому отвели отдельную комнату: вот Шаляпин в золотом облачении Бориса Годунова, бледный и величественный; вот он же по пути из «Театро Колон» на Нижегородскую ярмарку; вот артиста, возвратившегося на родину, восторженно приветствуют в Большом зале Консерватории в годы Гражданской войны. Шаляпин — русский богатырь и вельможа, человек эпохи Ренессанса, который поет, играет на сцене, пишет красками и занимается литературой, создает собственный скульптурный бюст. Шаляпин — народный герой, которому народ прощает экстравагантные выходки в Монте-Карло. Шаляпина здесь, в этом особняке, который вполне мог бы принадлежать ему, можно послушать и в оригинале.
 |
Нижинский в роли фавна. Афиша JI. С. Бакста, 1912 |
Еще один музей, подходящий на роль двери в постигаемую нами историю города, — Музей истории и реконструкции Москвы; к сожалению, в момент моего визита был открыт только второй этаж. Я увидел здесь выставку под названием «Богатство как изобилие товаров» и реликвии распавшейся на атомы московской буржуазии.
Передо мной товарная эстетика на определенном пороге, когда она освободилась от подражания аристократическим образцам: чайницы знаменитой московской фирмы А. И. Абрикосова; ящики из-под чая, великолепно оформленные, как будто вместе с чаем с помощью цветных картинок импортировался дух Ханчжоу и Харбина, поставлявших этот товар; коробки из-под карамели большой московской шоколадной и кондитерской фабрики фон Эйнема, на картинке изображен снесенный позже храм Христа Спасителя — такая реклама способствовала сбыту карамели; новый по тому времени чемоданчик для лекарств из аптеки Феррейна; коробка из-под бисквита фирмы «Франсуа Капитэн». По всему видно, что Москва уже тогда была центром производства пищевых продуктов и кондитерских изделий в России. Рекламирует себя и «железный век»: фирма «Эмиль Липгардт и К0», специализировавшаяся
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|