













|
|
|
|
|
|
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 69
23. С.-Петербург. Конная статуя у Михайловского замка
После Полтавской битвы у Петра возникла мысль соорудить себе памятник. Первоначально царь решил поставить его на поле боя, но затем склонился к установке памятника в новой столице. По поручению царя приехавший в Россию итальянский скульптор Б. К. Растрелли начал работу над конной статуей Петра. Работа заняла многие годы, Растрелли занимался ею и после смерти императора. Только к 1744 году статуя была окончательно изготовлена в гипсе и подготовлена к отливке. Скульптор изобразил Петра в доспехах и венке римского императора, с мечом на левом боку и жезлом в правой руке. Лицо царя Растрелли выполнил по восковой маске, снятой им с живого Петра. Император сидит в богато украшенном седле на лошади, идущей шагом. В манере скульптуры чувствовалось сильное влияние античных образцов и западноевропейских подражаний им. Смерть скульптора помешала ему завершить работу. Отливку статуи в бронзе произвели сын скульптора, знаменитый архитектор В. Растрелли и А. Мартелли в 1745—1747 годах. Еще несколько лет пятиметровую статую чеканили. После завершения работ о бронзовом Петре забыли. Полтора десятилетия он простоял в литейном амбаре. О статуе вспомнили, когда Екатерина II, вступившая на престол, решила соорудить памятник Петру. Но в 1764 году, императрица, осмотрев работу Растрелли, забраковала ее. Она посчитала скульптуру недостаточно величественной и не соответствующей изменившимся художественным вкусам. Для статуи вновь наступило долгое забвение. В 1782 году Екатерина подарила бронзового царя князю Потемкину, но и тот не проявил интереса к скульптуре.
Только новый император Павел I заинтересовался величественным монументом и повелел, наконец, установить его перед своей новой резиденцией — Михайловским замком. Для статуи по проекту архитекторов Ф. И. Волкова и А. А. Михайлова соорудили шестиметровый постамент, облицованный розовым, зеленым и белым мрамором и серым гранитом. По его боковым сторонам укрепили два больших бронзовых барельефа, изображающих Полтавскую баталию и Гангутский морской бой. Первый барельеф изготовили скульпторы И. И. Теребенев и И. Моисеев, второй —
В. И. Демут-Малиновский. С передней стороны постамента был помещен бронзовый двуглавый орел с мальтийским крестом на груди и надпись: «Прадеду — правнук. 1800». Вокруг памятника была натянута цепь на столбах.
В 1941 году, при приближении немцев к Ленинграду, памятник был снят и зарыт в землю недалеко от постамента. В 1945 он был вновь установлен на пьедестал.
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|