













|
|
|
|
|
|
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 79
15 февраля 1712 года Петр подписал указ о создании оружейного завода в Туле. К двухсотлетнему юбилею этого события туляки начали готовиться загодя. В октябре 1909 года на собрании выборных от рабочих-оружейников было решено соорудить памятник царю и отчислять на него по полкопейки с каждого заработанного рубля. Правда, по некоторым сведениям, около 40% рабочих уклонилось от пожертвований. Тем не менее, за 1910—1911 годы было собрано 13 250 рублей, что позволило поставить памятник без участия казны.
Комиссия по сооружению монумента обратилась к скульптору Р. Р. Баху. Он изготовил глиняную модель к маю 1911 года. Петр был изображен стоящим у наковальни, с молотом в правой руке, в рабочем фартуке и рубахе с закатанными рукавами. Получившая одобрение фигура царя-кузнеца была отлита в бронзе на петербургском заводе Морана. 15 июня 1911 года перед главным корпусом оружейного завода состоялась закладка памятника, а 28 апреля следующего года он был торжественно открыт. Бронзовый царь был поставлен лицом к заводу, спиной к реке Упе. На четырехгранном постаменте были укреплены доски с надписями. Передняя гласила: «Петру Великому, основателю завода. 1712 —1912. 15 февраля». На боковых досках значилось: «Потом трудов своих создал я Вас» и «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жива бы была Россия».
В 1918 году фигура Петра была закрыта деревянным ящиком, а спустя два года — демонтирована и оказалась в заводском музее. Вспомнили о царе лишь 15 июня 1941 года. В этот день партком оружейного завода постановил вернуть Петра на прежнее место в связи с пересмотром партией его роли в истории. Но началась война, и бронзовая статуя отправилась с остальным заводским имуществом в южноуральский город Медногорск. После возвращения из эвакуации в августе 1942, о памятнике забыли, и он 15 лет пролежал в заколоченном ящике. В 1957 году случайно обнаруженный памятник был установлен на территории завода. А в декабре 1964 года памятник перенесли к новому зданию администрации завода, где он стоит и поныне.
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|