













|
|
|
|
|
|
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 112
Пекле смерти Александра I, император Николай Павлович решил увековечить славное царствование своего брата. Он повелел поставить Александру памятник на главной площади Петербурга — Дворцовой. Это было поручено французскому архитектору О. Монферрану, руководившему в столице строительством Исаакиевского собора. Первоначально Монферран спроектировал памятник в виде египетского обелиска, украшенного рельефами на тему войны 1812 года. Однако, вскоре он отказался от этой идеи, ибо такой памятник явно не вписывался в Дворцовую площадь. Тогда архитектор решил взять за образец другой образец классики — колонну Траяна в Риме. Монферран существенно изменил размеры и пропорции памятника, отказался от опоясывающей его ленты барельефов, ствол колонны решил выполнить из цельного монолита. 24 сентября 1829 года Николай утвердил этот проект. (В 1810 году на Вандомской площади Парижа была поставлена колонна со статуей Наполеона, также сделанная по образцу колонны Траяна. Таким образом, как это часто бывает, памятник победителю повторял памятник побежденному).
В 1830—1831 годах в Пютерлакском карьере под Выборгом велись работы по вытесыванию огромного монолита. В 1832 году гранитная колонна была доставлена по воде в столицу и выгружена у Зимнего дворца. К этому времени уже был подготовлен фундамент памятника, в основание которого забили 1250 шестиметровых сосновых свай. 30 августа в присутствии императора состоялся торжественный подъем 26-метровой колонны. Она была установлена вертикально с помощью сложной системы тросов и опор силами двух тысяч солдат. Благодаря точному расчету колонна никак не крепилась к постаменту, а держалась лишь силой собственного веса. В течение следующих двух лет продолжались работы по обтесыванию и шлифовке колонны. 30 августа 1834 года произошло торжественное открытие памятника. На нем присутствовал император с семьей, прусский принц, дипломатический корпус и масса зрителей. Салют из 248 орудий продолжался в течении часа, парад 120 тысяч войск — три часа.
Главную часть памятника представляла колонна темно-красного полированного гранита высотой 25.6 метра. Ее венчала бронзовая капитель дорического ордера, увенчанная трехметровым цилиндрическим постаментом с полукруглым завершением. На нем покоилась бронзовая фигура ангела, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Ангелу были приданы черты лица императора Александра, правой рукой он указывал на небо, левой придерживал большой крест. Нижний конец креста придавливал к постаменту змею. Высота ангела с крестом равнялась 6.4 метра. Нижний конец колонны, опоясанный бронзовым валом из лавровых листьев, покоился на гранитном постаменте. На его углах помещались фигуры четырех двуглавых орлов, соединенных гирляндой. Грани постамента закрывали бронзовые барельефы, выполненные по рисунку Монферрана Свинцовым и Ленэ, и отлитые на заводе Берда. На главном барельефе,
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|