













|
|
|
|
|
|
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 414
Николаи Михайлович Карамзин (1766—1826) — известный русский историк и писатель. В молодости он написал ряд сентиментальных произведений, принесших ему известность. В 1803 годи Карамзин получил придворное звание историографа. С этого времени и до своей кончины он переработал огромное количество документов, занимаясь написанием первой русской истории. Главным трудом его жизни стала знаменитая 12-томная «История государства Российского».
По личному распоряжению Николая I, на родине историка, в Симбирске, был поставлен памятник ему. Выполненный С. И. Гальбергом, он очень аллегоричен, как и все творения этого скульптора. Памятник представляет собой фигуру музы истории Клио в античных одеждах, придерживающую правой рукой скрижаль, а левой — трубу. Она стоит на сделанном по проекту архитектора К. А. Тона гранитном постаменте. В круглой нише на его передней грани помещен бюст Карамзина в римской тоге, ниже находится надпись: «Н. М. Карамзину, историку Российского государства, повелением императора Николая I, 1844 года». На боковых гранях постамента расположены два барельефа. Правый изображает Карамзина в тоге, читающего отрывки своей истории Александру I в Твери, в марте 1811 года. Левый барельеф показывает Фортуну, сыплющую дары из рога изобилия перед умирающим историком, окруженным домочадцами (так Гальберг изобразил рескрипт Николая I от 13 мая 1826 г. о пожаловании Карамзину 50 тысяч рублей на лечение в Италии). Фигура Клио, бюст и барельефы были выполнены из бронзы. Общая высота памятника составляла около 9 метров, он был окружен решеткой. Открытие памятника состоялось 23 августа 1845 года на площади перед Спасским монастырем. Позже площадь стала называться Карамзинской, а в 1865 году вокруг пал*ятника был разбит сквер.
Памятник Карамзину стал одним из последних, выполненных в классическом стиле и изображающих героев в античных одеяниях и неестественных позах. Эта особенность делала памятник непонятным для большинства симбирцев, многие из которых всерьез принимали Клио за жену Карамзина. В простонародье за памятником закрепилось название «чугунной бабы». Однако, эта же аллегоричность спасла монумент дворянскому историку и убежденному монархисту от разрушения в 1920-х годах. Благодаря ей памятник Карамзину благополучно сохранился до нашего времени.
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|