В Послании Федеральному собранию Президент России В.В.Путин поставил главной государственной проблемой преодоление высокой смертности населения. Решение этой задачи невозможно без выявления причин ухудшения здоровья большинства, поскольку в структуре сверхсмертности основную роль играют распространенные сердечно-сосудистые заболевания.
Исследования показали, что динамика общеизвестных факторов риска не влияла на демографическую ситуацию. Экологическая ситуация улучшилась благодаря сокращению промышленного производства; потребление алкоголя находится на уровне начала 80-х годов; курение не стало встречаться чаще; врачи лечат болезни не хуже, чем раньше; потребление холестеринсодержащих продуктов уменьшилось; ожирение встречается реже из-за сокращения калорийности суточного питания; двигательная активность увеличилась, так как люди стали работать на двух-трех работах. Бедность не играла определяющей роли, поскольку инфаркты и инсульты – не голодные смерти, богатые болеют так же часто, в наибольшей мере страдают не обездоленные старики и дети, а трудоспособные мужчины, преимущественно молодого и среднего возраста.
Отсутствие понимание происходящего в рамках традиционных представлений заставило ученых обратиться к духовной сфере, связанной с человеческой психикой. Дух – это ценности, установки, смысл жизни. Кто я? Зачем живу? Чего достиг, к чему стремлюсь? В медицине известно, что тоска, тревога, агрессивность, безысходность увеличивают риск опасных заболеваний. Об этом говорят также мировые религии, выделяя «смертные грехи» - гордыню, гнев, уныние, сребролюбие, блуд и др. Наоборот, социальный оптимизм, служение высоким идеалам способствуют повышению резервов здоровья.
С началом «перестройки» в СССР отмечался выраженный духовный подъем, что привело к снижению смертности на 20-40% в разных возрастных группах. И дело не в антиалкогольном Указе, поскольку аналогичные процессы происходили во всех социалистических странах Восточной Европы.
В 1989 г. духовный вектор «перестройки» резко изменил направление. Россия стала строить капитализм, что привело к столкновению двух смысловых полей. Вместо прежних общинных ценностей, которые утверждали: «человек человеку друг», «раньше думай о Родине, а потом о себе», «береги честь смолоду», - пришли ценности либеральные, провозгласившие: «каждый сам за себя», «деньги не пахнут», «бери от жизни все». Началась «пересадка души», где по законам трансплантологии, если пересаживаемая идеология противоречит культурным традициям народа, она отторгается и при отсутствии замещающей идеи наступает смерть.
Проявлением духовного отторжения стал взлет озлобленности от неприятия итогов реформ. Не о таких результатах мечтали шестидесятники, академик Сахаров, Солженицин, большинство советских людей, начиная «перестройку». Для измерения крайней агрессивности в эпидемиологии используется показатель убийств, величина которого выросла в 2-3 раза. Потеря цели в жизни и контроля над ситуацией проявилась ростом депрессии, безысходности. Для их измерения используется показатель самоубийств, увеличившийся почти в 2 раза. Говоря медицинским языком, в стране возникла эпидемия «агрессивно-депрессивного синдрома», разрушающего иммунную и другие защитные системы организма. Расчеты по материалам стран СНГ показали, что динамика смертности на 80% определялась влиянием именно агрессивно-депрессивного синдрома. Вклад остальных социально-экономических факторов составил 20%.
Разочарование итогами реформ постигло и другие государства Восточной Европы, что выразилось депопуляцией населения Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Венгрии, Болгарии, Чехии и др. Либеральный образ жизни оказался неадекватным высокому уровню нравственного и культурного развития бывших советских людей. От вымирания не спасал даже значительный рост материального благосостояния. Яркий пример – бывшая ГДР, где реформы осуществлялись строго по разработанным схемам, используя «твердую руку» канцлера Г.Коля и огромные инвестиции в размере более двух триллионов марок. Уровень жизни восточных немцев повысился в 2-3 раза. Однако ответом стал драматический рост преступности, самоубийств, смертности, спад рождаемости. Объяснения парадоксу дает немецкая певица-бард Б.Тальхайм: диктатуру идеологии заменила диктатура денег; эта система тоже больна; мое поколение хочет жить среди равных; даже те бывшие граждане ГДР, которые материально устроились неплохо, вовсе не ощущают себя счастливыми.
Известные социальные психологи П.Сорокин, Э.Фромм предостерегали, что прививка населению «рыночного характера» приведет к разрушительным медико-демографическим последствиям. Ориентация на прибыль как главный критерий успеха в жизни сопровождается снижением порога чувствительности к жестокости, все пропитывается некрофильскими тенденциями, растет интерес к мертвому, мерзкому, разложившемуся. Телевидение и современный шоу-бизнес демонстрируют нам это ежедневно. Недаром сребролюбие причисляется христианством к семи смертным грехам, то есть такому состоянию общества, которое ведет к духовной и физической смерти.
«Экспериментальная проверка» влияния капитализма на здоровье «была проведена в остром опыте» среди населения островов Тихоокеанского региона в 60-70-х годах ХХ века. «Вестернизация» их мироустройства тут же сопровождалась ростом смертности, преступности, самоубийств.
Даже патриотичная государственная политика Президента В.В.Путина в рамках либерализма оказалась не способной изменить к лучшему демографическую ситуацию. После 1998 г. уровень жизни повысился, стрессы случаются все реже, забастовки почти исчезли. Однако вопреки этому смертность выросла к 2005 г. на 19%, уровень самоубийств по-прежнему высок, убийства подскочили на 28%, преступность – на 41%. Значит, душа народа по-прежнему пребывает в тоске, тревоге, озлобленности, безысходности, поскольку духовный вектор реформ не изменился.
Вывод - причиной вымирания России является либеральный курс реформ, неадекватный природе российского характера. Люди физически не могут жить в атмосфере алчности, разврата, унижения, несправедливости. Значит, чтобы избежать печальной участи исчезновения, нам необходим переход к другой модели общественного устройства. Что это за модель? Часть населения настаивает на возврате к развитому социализму 70-х годов. Но такое решение не улучшит демографический прогноз, поскольку смертность тогда тоже повышалась, рождаемость снижалась, убийства, самоубийства, преступность увеличивались. В стране нарастал духовный кризис из-за расхождения между высокими идеалами и двойной моралью в жизни. Система оказалась недостойной своих граждан, высокие нравственные требования у которых сама же и воспитала. Это послужило главной причиной развала Советского Союза.
Есть, правда, и другое мнение, активно внедряемое в общественное сознание, будто СССР распался из-за проигрыша в экономическом и идеологическом противоборстве с Западом. Однако о каком экономическом поражении может идти речь, если потенциал Советского Союза тогда был настолько мощным, что даже после десятилетия тотального развала оставшийся ВВП обеспечивает подушевой доход выше китайского. Что касается идейных позиций, то к концу 80-х годов не ЦРУ внушило нам, а мы сами прекрасно видели: а) Верховный Совет перестал быть органом народовластия, и государственный аппарат находится под контролем партийной номенклатуры; б) авторитарный политический режим КПСС превратился в тормоз развития общества; в) трудящиеся отстранены от результатов своего труда, в экономике накопилось множество балласта и опасных дефектов. Требовался капитальный ремонт с выходом на следующий виток исторического развития.
Однако вдруг обнаружилось, что Проекта такого развития ни у кого нет. Его нет до сих пор, ни у правых, ни у левых, ни у центристов. И не по причине слабости умов, а из-за сложности задачи. Ведь речь идет о модели цивилизации ХХI века. В таком неопределенном положении легко удалось убедить людей, что существуют только два пути развития человечества: отвергнутый авторитарный социализм и его единственная альтернатива демократический капитализм.
Если это так, то Россия обречена на вымирание. Люди не хотят возвращаться в развитой социализм и умирают в атмосфере демократического капитализма. Но может существует все-таки неизвестный науке «третий путь», что позволит двигаться к светлому будущему и одновременно ощущать себя в достойном настоящем? Философы и политики утверждают, что иного не существует. Нельзя, мол, скрестить ежа с ужом. А простые люди здравым смыслом чувствуют, есть где-то рядом неоткрытый строй, в котором могут жить рядом свобода слова и сила закона, бесплатное образование, здравоохранение и отсутствие очередей, мощь плана и изворотливость рынка.
Чтобы найти выход, следует отбросить идеологические шоры, мешающие трезвому анализу. Тогда становится видно, что поиском гармоничного «третьего пути» Россия занималась все последние 150 лет, сменив семь общественно-экономических формаций (рабство, феодализм, капитализм, военный коммунизм, НЭП, бюрократический социализм и снова капитализм), шесть форм государственного устройства (абсолютная монархия, конституционная монархия, парламентская республика, Советская власть, власть КПСС, президентская республика) и три типа политических режимов (диктатура, демократия, анархия). В результате ни один народ в мире не располагает таким богатым опытом, дающим возможность сравнивать разные варианты развития и выбирать из них оптимальное сочетание.
И это не проигрыш в «холодной» войне, а трудный поиск исторической альтернативы. Россия обречена найти спасительный строй – гуманный, эффективный, справедливый, иначе окажется в Красной книге истории. Иного не дано. В этом - суть национальной идеи. Более того, она же является и цивилизационной миссией российского народа, поскольку после распада СССР мировое сообщество вдруг обнаружило, что оказалось не у порога всеобщей гармонии, а на грани третьей мировой войны. «Новое политическое мышление» не наступило. Острота геополитических проблем не только не уменьшилась, но и многократно возросла. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. Во многих развитых странах сворачиваются социальные программы, растет безработица, наркомания, детская преступность. Антиглобализм и международный терроризм – это, по сути, в разной степени выраженная реакция людей на тотальную несправедливость жизни на планете. Человечество оказалось перед выбором, осознавая ущербность не только бюрократического социализма, но и демократического капитализма. На повестку дня встал вопрос: «Какой социально-экономический строй должен прийти взамен?» Запад не смог дать на него ответа.
Значит, наконец-то пришло НАШЕ ВРЕМЯ – время тех, кто видит себя не холопом бюрократической номенклатуры или финансового капитала, а «хозяином необъятной Родины своей». Чтобы остановить вымирание России, требуется карта спасительного пути. Для этого необходимо привлечь интеллектуальный потенциал страны к всеобщему обсуждению Проекта Большого Дома. Сборочной площадкой такого строительства может стать всероссийская газета, освещающая путь к здоровой России.
|