Один из старейших памятников русской истории – Ферапонтов–Белозерский монастырь – был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году. Его архитектура уникальна. Среди построек монастыря – самый древний храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы, чьи стены сохранили фрески Дионисия.
Пасхальная ночь в Ферапонтове. В раскрытых дверях угадывается движение. Становятся слышны приглушенные голоса, начинают гулять полосы света и тени. Люди при выходе из церкви обмениваются огоньками свечей. Ветер, который, ломая лед на озерах, дует уже три дня, чувствует себя здесь, на холме, привольно. Невысокие монастырские стены не мешают ему, ветер гасит свечи, но люди прикрывают их ладонями, и свечи снова оживают.
Появляется священник. Скромная процессия отправляется в темноту, вкруг церкви. Все тихо, торжественно и правильно, как 200, 400 и 600 лет назад. И здесь же, за смутно белеющей в ночи стеной церкви Рождества Богородицы, дышит чудо света - роспись Дионисия.
Сколько ни приезжай сюда, в Ферапонтово, скромный деревенский крестный ход во славу великой тайны Воскресения так и останется наибольшим приближением и к тайне этого села.
«Всякий образованный русский читатель, без всякого сомнения, слышал о Ферапонтовом монастыре... Но немногие могли бы верно ответить на вопрос: где находится эта историческая обитель?» - первооткрыватель здешних мест Иван Бриллиантов был преподавателем церковной истории, и, как умелый ритор, публицистически заострял вопрос. Через сто с лишним лет поклонники Ферапонтова в ответ только по-доброму улыбнутся. Остальные улыбнутся растерянно.
Первый альбом с фототипиями, посвященный Ферапонтову, появился уже в 1911-м. Он так и назывался «Фрески Ферапонтова монастыря». Издатель честно признавался: «К сожалению, механическое воспроизведение воздушно-красочных эффектов совершенно пока не доступно». Передать чудо дионисиевой светописи не позволяет и современная техника, оно по-прежнему требует личного присутствия. Но тех, кто здесь оказался, эмоции захлестывают.
Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры.
Благодаря древнему мастеру это вологодское село сегодня - в одном ряду с самой красивой в мире брюссельской площадью Гран-Пляс, Великой Китайской стеной, железобетонной фантазией Оскара Нимейера - городом Бразилиа, да и с самим Московским Кремлем. Все это официально, на международном уровне. Ансамбль Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия - в списке мирового наследия, в котором сейчас всего 812 позиций.
Первое полное описание Ферапонтова было выпущено в Петербурге в 1899 году. Странно, но автор книги И.И. Бриллиантов почти ничего не говорит про Дионисия. Он пишет: «Стены собора, не исключая его сводов и купола, сплошь украшены старинной фресковой живописью». И все.
Чего-то Иван Иванович Бриллиантов в Ферапонтове не разглядел, но отдал за него жизнь. Это он после революции защищал монастырь от обосновавшейся в его церквях коммуны с подозрительным названием «Просвет». Ради этого поступил на советскую службу, а потом сгинул в сталинских ссылках и лагерях. Никто не знает, где он похоронен, как никому не известно, где упокоился Дионисий.
А Ферапонтово осталось. В житии основателя обители, преподобного Ферапонта сказано, что обрел он место на красивом холме, над вечным покоем двух озер - Паского и Бородаевского.
Сидишь в лодке перед рассветом и, вздрагивая, слушаешь, как в тумане бьют хвостами щуки. Жаркий денек предвещает этот густой туман. Но вот он начинает рассеиваться, и в небе возникает маленький белый монастырь. Нет, он сейчас розовый - от утренних лучей. Пологие линии, неяркие краски, и гармония во всем.
Сколько раз соберешься на утреннюю рыбалку, столько и предстоит пережить этот восторг. «Весьма красно место».
И вообще оно особое. Скажем, царю Ивану Грозному зачем-то нужно было добираться до северной ферапонтовской глухомани даже дважды. И каждый раз со щедрыми, поистине царскими дарами монастырю. Здесь молился о даровании наследника его отец - великий князь московский Василий III, и рожден был Иван IV по монастырским молитвам…
Это село, случалось, управляло судьбами самого Кремля, всей Руси. Великого князя Василия II его двоюродный брат Шемяка сверг, ослепил и связал клятвой - с целованием на кресте - не выступать против него. И вот Василий, прозванный после этого события Темным, прибывает на богомолье в Ферапонтово, где настоятель монастыря, преподобный Мартиниан «благословляет его и повелевает идти противу супостата». Клятва была снята, Шемяка бежал во Львов, а Василий Темный вернулся на московский престол в 1447 году и призвал Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиевом монастыре. В конце жизни преподобный снова вернулся в Ферапонтово.
Мартиниан был родом из вологодских крестьян, а его преемник Иосаф - из Рюриковичей, князей Оболенских. Но судьбы их схожи. Иосаф также высоко взлетел из ферапонтовских настоятелей и тоже возвратился сюда на склоне дней. Это при нем была построена и расписана в конце лета 1502 года Рождественская церковь. Иосаф не канонизирован, не признан святым, как Ферапонт и Мартиниан, но поистине удивительно, что связанные с его именем церкви - даже деревянная - и иконы оказались нетленны, дошли до наших дней в сохранности. Кстати, два святых в одной деревне - такое, наверное, может быть только в Ферапонтове.
А для патриарха Никона оно стало тюрьмой. Но ведь когда-то именно в Ферапонтовом монастыре Никон узнал, что царь срочно призывает его, и, прибыв в Москву, был избран патриархом…
Совершая сюда ежегодное своего рода паломничество и зная, скольких разных людей неудержимо манит это село по весне из Москвы и Питера, поневоле задумаешься о природе его магнетизма. Здесь все перебывали. Если удастся разговорить главного здешнего охотника Геннадия Агафонова, расскажет он, каковы по охотницкой части были поэт Евгений Евтушенко и автор нежных дымчатых рассказов, классик Юрий Казаков. Посвященные Ферапонтову строки оставил гений Николай Рубцов:
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…
Подолгу живал в ферапонтовской гостинице академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Или вот, из записок питерских художников-митьков: заходят они в столовую пива попить, а там уже сидит Белла Ахмадулина, пиво пьет. А уж живописцев, что собирали по берегам здешних озер цветные камушки и растирали их в пыль, чтобы получить цвета Дионисия, просто не счесть. Кстати, что дионисиевы краски делались из местной гальки, как показали последние исследования, - лишь красивая легенда.
Что же нас всех сюда так тянет? Как ни странно, ответ можно найти во вполне научной работе В. Дерягина и З. Дерягиной «Топонимика и ономастика Ферапонтова»: «У каждого, кто бывал здесь, это название вызывает светлые чувства. В чем же притягательная сила имени Ферапонтово? Думается, что оно у многих ассоциируется не только с монастырем, его храмами, но и с русским Севером, его мягкими пейзажами, русской деревней, русским народом вообще. Не существует и не существовал в прошлом сам по себе этот монастырь, с его замечательным и всемирно известным храмом Рождества Богородицы, расписанным Дионисием. Он появился и существовал неразрывно с тем окружением, миром, который мы называем русской деревней, русским крестьянством. Слово крестьянин - переосмысленное христианин».
|