Мы (...) стыдимся не одного и того же перед знакомыми и незнакомыми. «Риторика», II, 6, 1384a (14, с.87)
Сострадание (есть) некоторого рода печаль при виде бедствия (...), которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших близких. (... ) Потому-то люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания: они полагают, что больше ничего не могут потерпеть, ибо все уже потерпели. «Риторика», II, 8, 1385b (14, с.89)
Мы чувствуем сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень же близким относимся так же, как если бы нам самим предстояло несчастье; потому-то и Амазис, как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, но заплакал при виде друга, просящего милостыню: последнее возбудило в нем сострадание, а первое ужас.
«Риторика», II, 8, 1386a (14, с.90)
Ужасное (...) уничтожает сострадание и часто способствует возникновению противоположной страсти.
«Риторика», II, 8, 1386a (14, с.90)
Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим. «Риторика», II, 10, 1387b (14, с.93)
Люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по
славе.
«Риторика», II, 10, 1388a (14, с.94)
Юноши (...) любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства.
«Риторика», II, 12, 1389a (14, с.96)
Юноши (...) добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. (...) Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды.
«Риторика», II, 12, 1389a (14, с.96)
У юношей будущее продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить, надеяться же можно на все.
«Риторика», II, 12, 1389a (14, с.96)
Юноши (...) легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих ближних своей собственной