Когда распространился слух, что Филипп (Македонский) приближается, на коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие, кто таскал камни, кто исправлял стену (...). Диоген, видя это (...), стал усерднейшим образом катать взад и вперед (...) большой горшок, в котором он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: «Что это ты делаешь, Диоген?» - он отвечал: «Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто я один бездельничаю, когда столько людей работает».
(Лукиан. «Как следует писать историю», 3) (95, с.627)
* Некий софист спросил Диогена: «Я - это не ты, верно?» - «Верно», -сказал Диоген. «Я - человек». - «И это верно», - сказал Диоген. «Следовательно, ты - не человек». - «А вот это, - сказал Диоген, - ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня».
(Авл Геллий. «Аттические ночи», ХVIII, 13, 8) (35, с.173)
Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»
(Плутарх. «О любопытстве», 12) (125, с.660-661)
Однажды афинянин смеялся над ним (Диогеном) в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» (...) - «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых».
(Григорий Чудотворец. «К Феопомпу», 16) (112, с.206)
Диоген (...) велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям и стервятникам?» - «Отнюдь! - ответил Диоген. - Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять». - «Как же? Разве ты почувствуешь?» - «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?»
(Цицерон. «Тускуланские беседы», I, 43, 104) (165, с.245)
Дион Хрисостом
Дион Хрисостом (Златоуст) из Прусы (Вифиния) (40 - 120 н. э.), оратор и философ, близкий к киникам. Долго жил в Риме, пользовался покровительством императоров Тита и Траяна.
(О слушателях Диогена:) Когда он сыпал шутками и насмешками (...), они приходили в восторг, но если он начинал говорить более возвышенно и с жаром, они не могли стерпеть его резкости. (...) Подобным же образом дети охотно играют с породистыми собаками, но если те рассердятся и залают громче, (...) пугаются до смерти.
Речь 9 («О состязаниях»), 7 (113, с.16)
Людей учить трудно, а морочить легко.
«Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был», 1 (109, с.304)