М. В. Горбаневский
Москва: кольца столетий
стр. 160
железную дорогу. До образования проспекта Мира Ярославское шоссе брало свое начало от Рижского вокзала, точнее - от Крестовского путепровода.
В старину эта дорога на северо-восток называлась еще и Переяславской, а после утверждения опричнины - Слободской, но недолгое время.
Древний город Ярославль - «двоюродный брат» Москвы, ее важный сосед и приметный географический ориентир. В столице есть сейчас и Ярославский вокзал, и гостиница «Ярославская», и Ярославская улица (раньше их было несколько, но теперь они носят новые имена - как, например, улица Кибальчича, называвшаяся до 1965 года 1-й Ярославской).
Старинный Ярославль начинается с того места, которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек. Есть стрелка и в самом центре Москвы - там, где Москва-река разделяется на два рукава, основное русло и Водоотводный канал. А ярославская Стрелка, образованная впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), стала именно тем местом, где возникло древнейшее поселение людей, предков будущих ярославцев. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими данными перекликается одно из преданий о возникновении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила, в так называемом «Сказании о построении града Ярославля». Вот что в нем говорится: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежаще некое место, на нем же последи создался славный град Ярославль... И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы поганые веры - языцы, зли суще».
Медвежий угол... Овраг Медведица (или Медведицкий овраг)... Медведь на гербе Ярославля... Да, «хозяин лесов» - одно из главных действующих лиц в легендах о возникновении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания...». Когда Ярослав Мудрый после установления дани, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напустили от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним». Однако Ярослав «секирою своею победи зверя», и жители «ужасеся и падоша ниц князю». Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а животное культовое, священное, особо почитавшееся. Любопытно, что в предании сам зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу - запрет называть зверя, если можно так выразиться, по имени. О медведе говорили «хозяин», «зверь», «старик». Кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций.
Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво - медведем, то есть «едящем мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (так ученые называют слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного: летальный исход вместо смерть и т. п.) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческих языках: арктос. (Напомню вам, что Арктика, северная полярная область земного шара, расположена прямо под созвездием Большой Медведицы; отсюда -топоним Арктика). Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именной меду- и глагольной есть, где конечный гласный основы перед е изменился в в. Не случайны, кроме названных, и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.
Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале. Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и