62 Постигая Москву
Храм поклонников машин.
Рис. В. Кринского
«Техника Америки выросла органически. Она самостоятельна, поэтому разумеется сама собой.
Проблем нет, так как техника сумела полностью использовать свое ликвидное богатство. Америка считает технику тем, чем она и является, — средством, очень пригодным для увеличения своей силы и подъема благосостояния.
Техника России неразвита, она едва ли существует. Несамостоятельна, поэтому ненадежна. Техника — большая проблема России, так как только ее помощь может наверстать то, что давно упускалось, придать идее экономический фундамент: сбалансирование отраслей экономики — земледелия и промышленности, добыча полезных ископаемых, способность конкурировать с заграницей, независимость от капиталистического окружения, страстно желаемая автаркия. Поэтому техника для России — символ будущего, от успеха которого только и зависит ценность ее мыслей о будущем. Но, так как бедность России капиталом поначалу мучительно замедляет успех, план обгоняет выполнение, идея — действительность.
Следствие ? Земная техника изгибается в направлении мистического будущего, абсолютная действительность ускользает на ложный путь
романтики».
Э. Мендельсон. Россия, Европа, Америка
и спорт. На крыше секции, в которой находится библиотека, можно углядеть купол обсерватории. Фойе, обращенное к парку, открывается в зимний сад, застекленный полукругом. Этажи связаны друг с другом своего рода винтовой лестницей, напоминающей о спирали, ведущей по этажам в музее Гугенхайма работы Фрэнка Ллойда Райта. При взгляде снаружи комплекс кажется изнутри расчлененным галереями, ленточными окнами, немного выдвинутыми вперед лестничными клетками, связанными с главным фасадом и образующими закругления, которые придают привлекательность самому строгому и голому фасаду. Оба элемента — почти классицистское оформление больших оконных поверхностей и закругления с арками — можно было наблюдать уже в ранних работах Весниных, например в доме Кузнецова на ул. Кирова, 15 и здании банка братьев Юнкер на Кузнецком мосту, 13.
Дом Мельникова (Кривоарбатский пер., 10). Архитектор построил его для себя и своей семьи как жилой дом и студию. Кажется, он сейчас ремонтируется; за забором стройплощадки, идущим вдоль улицы одного из наиболее аристократических районов Арбата, едва ли что-нибудь разглядишь, зато тем