В Московском метро появится второе кольцо, но бродячие собаки из него не исчезнут
Нет сейчас горожанина, не ощутившего бы и не ощущавшего бы на себе постоянно существование рядом собак, неважно, бездомных или домашних. И нет такой собаки, которая не ощущала бы постоянно на своей шкуре существование рядом человека.Проблема эта – клубок настолько запутанный, что не знаешь порой, за какой кончик браться, чтобы его распутать. Но распутать надо, ибо проблема «люди и собаки в городе» с каждым днём всё более отчаянной. Собаки, и бездомные, и домашние, всё больше нападают на людей. А люди всё более ожесточаются против собак, как против бездомных, так и против домашних. Действующие схемы и программы, несмотря на то, что на них выделяются ежегодно сотни миллионов бюджетных рублей, проблемы не решают. Планы решения проблем, в которых добрейшие лабрадоры, сенбернары и водолазы названы опасными для человека породами, говорят о том, что их авторы – люди, вообще ничего не понимающие в собаках. Думается, проблема эта состоит из нескольких составляющих, каждую из которых стоит рассмотреть отдельно.
Часть 1-я. Люди.Да-да, в проблеме «собаки в городе» главная составляющая – мы, люди. Хотя бы потому, что от нас зависит, как она будет решаться, решать-то её будем мы, люди, а не собаки. Как решим, так и будет.
По мнению автора, горожане делятся на любящих собак и не любящих собак. Любящие собак делятся на любящих домашних собак и любящих дворовых собак. С нелюбящими проще – они не любят и ненавидят собак, зачастую перенося свою нелюбовь и на хозяев собак. Отсюда все их призывы всё больше и больше штрафовать, судить, ограничивать, запрещать собачников. Причём почти у каждого из них в основе нелюбви – страх перед собакой. Кого-то в детстве покусала, кого-то просто сильно испугала. Человек вырос, и страх, сидящий внутри, вырос тоже. А страх почти всегда имеет обратной стороной ненависть. Человек ненавидит собаку, не осознавая зачастую, что ненавидит не собаку, а страх, заложенный в него когда-то в детстве.
Как-то я гулял со своей восточно-европейской овчаркой по бульвару поздно вечером, часу в двенадцатом ночи. На бульваре сидела молодая мамочка с дочкой лет трёх-четырёх, распивала пиво со своей сверстницей. Ребёнок, увидев большую собаку с мячиком в зубах, потянулся к ней, что-то лопоча и радостно улыбаясь. И вдруг замер, остановленный истеричным пьяным визгом мамаши: «Убери собаку! Дочка – назад, назад!» Дети больше всего на свете слушают своих родителей – это закон природы. Ребёнок остановился, улыбка медленно пропала, сменившись сначала кислой миной, а затем и вообще плаксивой гримасой. Пёс мой незадачливо остановился, оглянувшись в недоумении на меня: «А чего она кричит-то?» Объяснять бросившейся к ребёнку матерящейся девице, что нормальные собаки любят детей и никогда их не укусят, как и вообще не укусят никого без серьезной причины, было бесполезно. Как и объяснять ей, что в двенадцатом часу ночи трёхлетние дети должны спать, а не стоять возле распивающей пиво и курящей мамаши.
Кто вырастет из этого ребёнка? Разумеется, и эта девочка будет бояться и ненавидеть собак.
Собаки в городе нужны! Нам, горожанам, в отличие от сельчан не общающимся близко с животными, нужны жизненно собаки, кошки, хомячки, прочая живность. Нужны для того, чтобы мы не зачерствели сердцем окончательно, чтобы изливали на них добро, мягчая душой и сердцем. И чем больше горожан будет любить собак, тем меньше в их сердцах и душах останется страха и злобы.
Причём собаки нужны людям с детства. В идеале каждый ребёнок должен вырастать с собакой. В добре, в любви и в заботе о «брате нашем меньшем». Так что, ещё раз повторяю, собаки в городе нужны. Но звери эти, приручённые человеком в древние времена, изначально были дикими хищниками. И для содержания их в городе нужны определённые строгие правила и нормы. И ещё – а какие собаки нужны в городе – бездомные или домашние? И какие домашние – породистые или беспородные, комнатные, служебные, охотничьи, сторожевые, бойцовые?
Часть 2-я. Бездомные собакиИх много, и с каждым годом становится всё больше. Причём загадочная особенность: на ограничение численности городом ежегодно выделяются сотни миллионов рублей. А численность не только не ограничивается, но постоянно растёт. Причём растёт в количествах уже заметных и без специальных исследований и подсчётов. Это тема крайне запутанная и требующая отдельного анализа, который приведен ниже. Пока же просто констатируем факт – численность бродячих собак в Москве постоянно растёт.
В природе численность их регулируется просто: есть еда – размножаются. Нет еды – суки не выкармливают щенков, дохнут с ними – поголовье сокращается. В городе – не так. Во-первых, еды для бродячих собак в городе много. Множество мелких «точек» общепита и фастфуда – все эти «грили», «шаурмы», «чебуреки» и прочая – кормят не только людей. Порядок вокруг этих «точек» до сих пор не наведён, и кучи объедков кормят множество собачьих стай. Во-вторых, цепочка искусственно прерывается на стадии «суки-щенки». Сердобольные горожане, умиляясь милым щенкам, обязательно найдут способ поддержать кормящих сук. Дают им возможность не только выжить самим, но и выходить щенков. Да и подкармливают щенков гораздо охотнее, нежели взрослых собак. Щенки всё же – они и умильнее, и забавнее, эти трогательные комочки. Но комочки вырастают, вытягиваются во взрослых псин. А им тоже надо есть каждый день. Но все «хлебные» места уже заняты другими, более взрослыми псами. Молодые, сбиваясь в стаи, воюют с «ветеранами», пока, наконец, не отвоюют «свою» нишу. «Свой» кусок территории. При этом побеждает более агрессивный, злобный и умный зверь. Таким образом, подкармливая пухлые щенячьи комочки, люди только «поддают пара в котёл», усугубляя ситуацию. И ведя положение дел к тому, что собачьи стаи становятся всё более сплочёнными, агрессивными и хитроумными. Число бездомных собак в городе надо немедленно сокращать. Да-да, не ограничивать, а сокращать. Этап, когда его достаточно было просто ограничивать, давно прошёл. Теперь надо срочно сокращать. Сократить число можно двумя способами: убивать или увозить в приюты для собак. Слово «убивать» крайне непопулярно. И не потому, что люди так уж любят собак. Просто многие думают так: сегодня убивают бродячих собак. А завтра, глядишь, и за педерастов с лесбиянками примутся.
Поэтому рассмотрим второе – увозить в приюты. Приютов мало. Строятся дополнительные, но медленно. Да и число их, когда достигнет запланированного – по одному на каждый округ – проблемы сокращения численности не решит. Это надо признать уже сегодня, не теша себя иллюзиями, что вот мол, построим запланированные приюты, и всё будет хорошо.
Не будет!
Поэтому, как это ни жестко прозвучит, надо пойти на комбинированный способ сокращения количества бездомных собак в Москве.
Да, продолжать строить приюты для содержания собак. Куда вывозить в первую очередь сук. Затем – выброшенных хозяевами на улицы (к сожалению, это уже массовое явление!) бойцовых и других агрессивных собак. А затем – всех молодых псов – ненужную, излишнюю поросль. Но и возобновить утилизирование бездомных бродячих собак, в первую очередь, больных. Увы и ах, без этого не обойтись, поэтому не надо лицемерить, изображая из себя милосердных. Потому что это милосердие – за чужой счёт. И «такая» любовь к животным, извините за выражение, «халявная». Потому что тот, кто действительно любит собаку – не прикармливает её на улице время от времени.
Любить собаку – это взять её домой. Купить половичок и другие аксессуары, в том числе и игрушки. Регулярно покупать специальный собачий корм и витамины. Регулярно делать ей прививки против всяких болезней, в том числе и передающихся людям. Регулярно «прогонять» ей глистов лекарствами. Каждое утро и вечер выводить гулять на ошейнике, поводке и в наморднике. Мыть после прогулок, расчёсывать, стричь, тримминговать. Обучать и дрессировать её со специальным инструктором. Платить за неё налоги.
На всё это нужно много времени и немало денег. Гораздо проще вынести с собой на улицу объедки со стола и высыпать в лучшем случае на лист газеты (ничего, дворник подберёт!) на газоне. Полюбоваться на клубящихся вокруг тебя счастливых и благодарных псин, «потешить» свою любовь, и пойти себе спокойно. А что там с ними будет, здоровы они или больны – это уже не твоё дело. Ты свою любовь выразил, удовлетворил себя, ощутив милосердным, любящим, добрым. И всего-то цена этому – объедки со стола, дёшево и сердито! Вот это и есть «халявная» любовь, которая не имеет ничего общего с настоящей любовью к животным, к собакам этим несчастным. Потому что любовь – это всегда ответственность по отношению к тому, кого ты любишь.
Поэтому в таком случае решение вопроса надо ставить жестко. Ибо только таким образом поставленное решение вопроса будет наиболее человечным, милосердным и справедливым. Вот оно: любишь собаку – заведи её себе, содержи, лечи, дрессируй, выхаживай. Нет такой возможности – покупай билеты в зоопарк и любуйся зверями, в том числе и собаками, там. И всегда при этом нужно помнить великие слова великого Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответственности за тех, кого приручили».
И тут уместно поставить такой вопрос: а нужны ли вообще бездомные и бродячие собаки в городе?
Продолжение следует