Сегодня: Понедельник, 25 ноября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРОТЕКА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №3 ПОДВИГ
ПАРТИЙНОЕ ЗАДАНИЕ - СТАТЬ ГИТЛЕРОМ
Военная тема по-прежнему остается одной из самых популярных в современном российском кинематографе. Но сколько бы не снималось новых картин, киноэпопея «Освобождение» навсегда останется нашим главным фильмом о прошедшей войне.

Снятые в конце 1960-х годов, пять фильмов эпопеи – «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм» - и сегодня потрясают воображение зрителей, открывая им истинные масштабы сражений минувшей войны.
Одно из главных достоинств картины – ее максимальная достоверность. Не случайно, все «главные люди» в съемочной группе были фронтовиками. Один из авторов сценария - писатель Юрий Бондарев, в свое время командовал артиллерийской батареей под Сталинградом и на Днепре. Его соавтор - Оскар Курганов - был фронтовым корреспондентом «Правды», освещал ход Нюрнбергского процесса. Оператор Игорь Слабневич воевал в танковых частях, был ранен. Художник Александр Мягков прослужил всю войну в пехоте. Неудивительно, что он досконально знал все, что касалось сооружения блиндажей, окопов.
Наконец, главный создатель фильма – режиссер Юрий Озеров – прошел всю войну от первого до последнего дня. Его призвали в армию еще в 1939 году, почти сразу после окончания школы. Это был, так называемый, «Ворошиловский призыв». 22 июня 1941 году он встретил младшим лейтенантом. В боях под Москвой получил свою первую боевую награду.
В апреле 1945 года Юрий Озеров воевал под Кенигсбергом. Штурм этого города-крепости стал для него одним из самых ярких впечатлений войны. Пять суток провел он на маленьком наблюдательном пункте, оборудованном среди вершин высоких сосен. Все это время продолжалась непрерывная артиллерийская и авиационная подготовка, предшествовавшая штурму Кенигсберга. Майор Озеров корректировал удары нашей артиллерии. Позже Юрий Николаевич признавался, что еще много лет спустя ночами ему снилась эта страшная и величественная картина. Неудивительно, что режиссеру настолько удались знаменитые панорамные кадры сражений в фильме. Очевидно, что столь сильного, почти мистического, эффекта ему удалось добиться не только за счет постановочного таланта, но и своих реальных военных воспоминаний.
Создатели картины предполагали, что их главным консультантом станет сам Георгий Константинович Жуков. Как раз в это время маршал заканчивал свои знаменитые мемуары. Рукопись первого варианта книги он передал Юрию Озерову, чтобы тот мог использовать ее при работе над сценарием. Но в итоге получилась неловкая ситуация. Жукова не утвердили. Сегодня в это трудно поверить, но в середине 60-х годов прошлого столетия маршал считался человеком неудобным и даже опальным. Как рассказывали очевидцы тех событий, для Юрия Озерова это был серьезный удар. К счастью, Георгий Константинович оказался мудрым человеком. Он прекрасно понимал, что это решение было принято вопреки желанию авторов фильма, и продолжал с ними активно сотрудничать. Более того, именно он порекомендовал на роль самого себя Михаила Ульянова. И не ошибся. Хорошо известно, насколько яркий образ знаменитого полководца удалось создать этому артисту.
Подбор актеров на роли реальных исторических персонажей – политиков и военачальников - оказалось весьма непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были еще живы. Большинство из них занимали высокие посты и очень заинтересовано относились к тому, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить «благословение» реального человека. Актеров искали по всей стране. В результате, маршала Рокоссовского сыграл Владлен Давыдов. Начальника генерального штаба Антонова – Владислав Стржельчик. Долго не могли подобрать исполнителя на роль маршала Конева. Наконец, нашли неожиданное решение: знаменитого полководца сыграл Василий Шукшин. С ролью Сталина превосходно справился грузинский актер Бухути Закариадзе.
В фильме были не только свои герои, но и «антигерои». С актерами, которым предстояло вжиться в образы руководителей Третьего Рейха проблем было не меньше. Больше всего «намучились» с Гитлером. На эту роль восточногерманская киностудия «ДЕФА» предложила немецкого театрального актера Фрица Дитца. Это был человек яркой судьбы. Убежденный антифашист, в 30-е годы он эмигрировал из Германии. Несколько лет жил в Италии. Затем долго странствовал по Европе. Конец войны встретил гражданином Швейцарии. Но, как истинный патриот, приехал жить в ГДР. И вот ему предложили сыграть роль Гитлера. Фриц Дитц с возмущением отказался. Тогда ему сказали, что это – «партийное задание». Против такого аргумента у немецкого актера возражений не нашлось. Сначала нехотя, а потом, все больше увлекаясь идеями Фильма, немецкий антифашист начался вживаться в образ. Некоторое время спустя, как рассказывал Юрий Озеров, он снимался в картине уже с большим энтузиазмом.
Фильм снимался в те годы, когда компьютерных технологий еще не существовало. Сражения разворачивались на съемочной площадке практически в реальном масштабе. Для этого потребовалось немалое количество техники времен второй мировой войны. Десятки людей – ассистентов режиссеров по реквизиту – были отправлены на поиски легендарных «тридцатьчетверок», винтомоторных «Яков» и «Лавочкиных», артиллерийских орудий, грузовиков, другого военного снаряжения. Кое-что удалось найти на «Мосфильме», у коллег с других киностудий. Во многом помогла армия. Однако с немецкой техникой – «тиграми», «пантерами», «фердинандами» - съемочная группа зашла в тупик. Ни в нашей стране, ни в ГДР не удалось обнаружить практически ни одного полноценного экземпляра этих боевых машин.
Но выход все-таки нашли. На Львовском металлургическом заводе разместили необычный заказ – изготовить немецкие танки. Местные мастера постарались выполнить необычный заказ: точно в указанный срок из ворот предприятия вышли своим ходом 10 «тигров» и 5 самоходных установок «фердинанд». Все было сделано «по-настоящему»: от тяжелой брони до вращающихся башен. Всего же в съемках «Освобождения» было занято свыше 150 танков.
Требования максимальной достоверности распространялось на костюмы главных действующих лиц, а также обмундирование «сражающихся армий». Решение этой проблемы Юрий Озеров доверил своей супруге – Диляре Озеровой, которая была главным художником по костюмам на съемках всех фильмов эпопеи.
«Занимаясь пошивом костюмов, - вспоминает Диляра Керимовна, - мы старались быть точными даже в мелочах. Например, мундир Сталина мы заказали тому же мастеру, который шил генералиссимусу и в реальной жизни. Обмундирование для нашей армии я покупала на военных складах. Немецкое – приходилось шить. Предварительно заказывали на фабриках сукно, красили его в нужный цвет. Каски нам изготовили в цехе декоративно-технической службы «Мосфильма». Причем, сделали их пластмассовыми. Настоящие - оказались слишком тяжелыми для перевозки. Там же мы штамповали немецкие ордена».
Первоначально авторы фильма намеревались снимать эпопею на подлинных местах сражений. Группа даже выезжала под Курск. Но разрешения на съемки получить не удалось. Никто не знал, как отзовется земля на пиротехнические эффекты и танковые атаки. Ведь со времен войны в ней оставалось еще немало неразорвавшихся снарядов и мин. Сдетонировать могло что угодно.
В итоге киногруппе выделили место под Киевом, в окрестностях города Переяслав-Хмельницкий. Там снимали и Курскую дугу, и форсирование Днепра, и взятие Киева. Но битву за Берлин удалось снять непосредственно в столице Германии.
Это был конец 1960-х годов. Юрий Озеров приехал в Берлин во главе целого эшелона. Со своими танками и орудиями. «Повоевать» ему там удалось на славу. Как раз в это время затеяли реконструкцию одного из центральных районов Восточного Берлина. На месте старых зданий должны были появиться новые районы. Под съемки фильма отдали несколько совершенно безлюдных улиц. Ломать и взрывать дома можно было без всяких ограничений.
Штурм рейхстага снимали частями. В Берлине удалось найти полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого оказались очень похожими на рейхстаг. Бои внутри здания снимали в павильонах «Мосфильма». А перестрелку на верхних этажах – снова в Берлине – в Доме техники.
Знаменитые кадры затопления берлинского метро снимались в Москве. В одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки. Из Германии специально привезли подлинные вагоны. Уровень воды контролировал специальный человек, который открывал и закрывал шлюз. Работа у него была чрезвычайно ответственная. При малейшей ошибке вода накрыла бы с головой всю съемочную группу. В итоге все закончилось благополучно. Правда, Юрий Озеров потом долго страдал от радикулита – несколько дней ему пришлось провести по пояс в холодной воде.
Два первых фильма киноэпопеи - «Огненная дуга» и «Прорыв» - вышли на экраны страны в 1970 году, в канун 25-летия Победы. Впрочем, у фильма было несколько премьер. 7 мая – в Москве. А неделю спустя Юрий Озеров, Лариса Голубкина и маршал Баграмян улетели в Париж. Французская премьера фильма проходила на Елисейских полях, в знаменитом театре «Мариньи». Успех был оглушительный. «Здесь побывал весь Париж», - писали французские газеты.
Очень хорошо фильм приняли в Японии. Он демонстрировался в десятках кинотеатров по всей стране: Токио, Киото, Осака… На фотографиях, которые привезли члены российской делегации, представлявшие фильм, - длинные очереди людей, стоящих в билетные кассы.
Киноэпопея «Освобождение» триумфально прошла по экранам нашей страны. «Это первый фильм, в котором война показана такой, какая она есть», - в один голос говорили фронтовики. Но у многих зрителей возникал естественный вопрос: почему экранные события начинались с битвы под Курском? Ведь два предшествующих года войны были отмечены не менее драматичными сражениями. Объяснение оказалось весьма простым: снимать фильмы о первых, трагических годах войны тогда просто не разрешили. Было решено показать только победные, наступательные операции. Поэтому ни битва за Москву, ни оборона Сталинграда в киноэпопею «Освобождение» не вошли. Тем не менее, Юрию Озерову удалось снять все эти фильмы. Но случилось это много лет спустя.
   
стр.11 // БУКИН Алексей

Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap