|
ГЛАВНАЯ |
СТРАНА ХОЧЕТ ПРАЗДНИКА! |
«Ирония судьбы», «Карнавальная ночь» и другие новогодние комедии сегодня так же популярны, как и несколько десятилетий назад
Новый год – это уникальный праздник, который за свою недолгую историю (официально его начали праздновать в нашей стране, начиная с 1935 года) успел приобрести огромное количество традиций и ритуалов. Наряду с непременным шампанским, боем кремлевских курантов и салатом «оливье», это еще и обязательный просмотр по ТВ старых новогодних комедий.
Раз в год, 31 декабря, тысячи телезрителей усаживаются перед голубым экраном, чтобы в десятый, пятнадцатый или двадцатый раз посмотреть любимый кинофильм. То, что все повороты сюжета и даже реплики героев известны почти наизусть, лишь увеличивает удовольствие от зрелища. Вряд ли даже сами создатели этих картин могли предположить, что их творения ждет столь счастливая судьба.
«Карнавальная ночь» (1956)
Музыкальная комедия о том, как молодые энтузиасты во главе с Леной Крыловой (Людмила Гурченко) и Гришей Кольцовым (Юрий Белов) решают вопреки новому начальнику Дома культуры – бюрократу Огурцову, организовать по-настоящему веселый новогодний бал – стала первым по-настоящему новогодним фильмом в нашей стране. И сразу покорила сердца миллионов зрителей.
Этот фильм - режиссерский дебют Эльдара Рязанова в полнометражном художественном кино. Началось все с того, в середине 50-х годов молодому режиссеру предложили снять комедию по сценарию Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Рязанов категорически не хотел снимать этот фильм, в котором больше трети метража занимают концертные номера. Он хотел посвятить себя драме, но директор студии «Мосфильм» Иван Пырьев настоял на своем. Рязанов придал фильму злободневную направленность, сохранив при этом атмосферу легкого праздника. Так появилась одна из наших любимых новогодних комедий.
Музыкальные номера в кинокартине связывались друг с другом процессом подготовки новогоднего вечера в Доме культуры. Причем, основной комедийный эффект заключался не в забавных объяснениях электрика Гриши Кольцова с его энергичной возлюбленной Леной Крыловой. Пародийным ведущим киноконцерта, искрящегося молодыми талантами, был избран абсолютно лишенный не только юмора, но и элементарного художественного вкуса бюрократ Огурцов. Эту роль блестяще сыграл классик советского кино Игорь Ильинский
Сняли фильм на удивление быстро – всего за 5 месяцев. К концу 1956 года он был готов. Картины никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря - под Новый год. Буквально на следующий день на создателей фильма обрушилась небывалая слава. Молодая актриса Людмила Гурченко стала кинозвездой. Песни «Улыбка» и «Пять минут» мгновенно запела вся страна. А выражение «Есть ли жизнь на Марсе?» приобрело доселе несвойственное ему комическое звучание.
Секрет этого феноменального успеха объясняют по-разному. Конечно, сыграл свою роль исторический контекст. С середины 30-х годов в стране не снималось музыкальных комедий. «Веселые ребята» и «Волга-Волга» оставались практически единственными образцами этого жанра. Между тем жизнь менялась. В феврале 1956 год прошел ХХ съезд КПСС, началась знаменитая хрущевская оттепель. «Карнавальная ночь» с ее атмосферой оптимизма, праздника как нельзя лучше совпала с новыми настроениями и надеждами людей. Сыграло свою роль и то, что образ Леночки Крыловой в исполнении Людочки Гурченко удивительно напоминал зрителям безумно популярную в те годы Лолиту Торрес.
Но главным фактором успеха стало то, что «Карнавальная ночь» получилась удачной по всем компонентам. Так получилось, что в карьере Ласкина и Полякова это был лучший киносценарий. У Рязанова – яркий комедийный дебют. У Лепина - самая популярная музыка. У Игоря Ильинского - самая большая удача в кино после «Волги-Волги».
И пусть современная жизнь унеслась далеко вперед – верные телезрители, каждый год возвращаются в конец 50-х, где прелестная Лена Крылова (Людмила Гурченко) поет свою «фирменную» песенку «Пять минут», лектор общества «Знание» (Сергей Филиппов) упорно ищет жизнь на Марсе, а бюрократ Огурцов (Игорь Ильинский) ни за что не желает есть сосиску через сетку лифта.
Нынешний год должен стать особенным в долгой истории «Карнавальной ночи». В предстоящие новогодние дни зрители должны увидеть сразу две новых версии этого фильма.
В Киеве на киностудии имени Довженко завершены съемки новогоднего мюзикла «Карнавальная ночь-2», в котором играют Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Лариса Долина. Роль Лены Крыловой исполняет украинская певица Тина Кароль, Юрий Гальцев сыграл бюрократа Огурцова, а Илье Олейникову пришлось прочитать лекцию на тему «Есть ли жизнь на Марсе?». Этот мюзикл покажет канал «Россия».
В то же время «Первый канал» намерен показать сиквел «Карнавальная ночь-2», который снял сам Эльдар Рязанов. Действие новой картины происходит в наше время во Дворце культуры, в котором половина помещений сдается в аренду. Картина начинается с того, что Рязанов, играющий сам себя, приходит в ДК и предлагает «наследнику» Огурцова, директору-взяточнику Кабачкову (Сергей Маковецкий) снять римейк своей картины.
Лену Крылову в версии «Первого канала» играет Алена Бабенко, известная по фильму «Водитель для Веры». В Крылову влюблен звукооператор, в роли которого снялся Сергей Безруков. Исполнительница главной роли в первой «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко в новом фильме снова споет песню «Пять минут». Роль выпившего профессора, который из астролога превратился в политтехнолога, досталась Валентину Гафту. Его пригласили на вечер для того, чтобы он прочел лекции на тему «Есть ли жизнь за МКАД?».
В то, что новые версии смогут на равных конкурировать с первоисточником, верится с трудом. Копия, даже осовремененная, как правило, получается хуже оригинала. В кинематографе таких примеров немало. Впрочем, не бывает правил без исключений. Как получилось на этот раз, мы сможем узнать уже в ближайшие дни.
«Эта веселая планета» (1973)
В 1973 году на телеэкраны вышла картина «Эта веселая планета» с Леонидом Куравлевым, Екатериной Васильевой и Виктором Сергачевым, исполнившим роли инопланетян. Посланцы далеких миров попали на Землю 31 декабря, оказались в научном городке, весело провели с землянами новогоднюю ночь и к утру пришли к выводу, что Земля – самая веселая планета во Вселенной».
Этот фильм – по сути, должен был стать осовремененной версией «Карнавальной ночи». Он тоже был снят в жанре музыкальной комедии. Только в сценарий были внесены соответствующие времени изменения. Вместо пролетариата главными действующими лицами фильма стали научные работники. А ничего не понимающего в праздниках бюрократа Огурцова сменили такие же непонятливые пришельцы из космоса. Их появление тоже можно считать знамением времени. Ведь рубеж 1960-1970-х годов был периодом всеобщего увлечения научной фантастикой.
К участию в фильме привлекли по-настоящему звездный актерский состав. На роль инопланетянки Зет искали актрис «с огоньком». По словам режиссера Юрия Цветкова, Зет в исполнении Ирины Мирошниченко получалась холодной, не комедийной. Ольга Яковлева показалась недостаточно смешной. Забраковали пробу и Эльзы Леждей. Были шансы попасть в картину у Клары Лучко. «Я помню, что мне очень хотелось сыграть эту необычную, забавную роль, - рассказала нам Лучко. - Когда меня одели в скафандр, глянула на себя в зеркало и сама себе понравилась. Весело, удивительно. Насколько помню, мне даже рублей 20 заплатили за эту пробу. Но потом больше никто так и не позвонил, оказалось, что Катя Васильева снимается».
«Как только Васильева пришла на пробы, с порога, с лету что-то показала, как-то пошутила, всех рассмешила, да с таким задором, что мы все просто в нее влюбились, - рассказывал сценарист картины Дмитрий Иванов. - Внешне Катя не такая красотка, как Мирошниченко, Яковлева, но взяла своей эксцентричностью, темпераментом».
На роль еще одного «инопланетянина» Игрека утвердили Леонида Куравлева, который согласился играть с условием: «Петь в фильме буду сам!» На том и порешили. Для Куравлева «Эта веселая планета» стала настоящим развлечением, которое он до сих пор вспоминает с довольной улыбкой.
Чудаковатого «изобретателя» вечного двигателя намеревался сыграть Юрий Чернов, но его проба показалось режиссеру неудачной. Валерий Носик хотел сыграть роль психологично, как драматический артист, долго искал ее «зерна и корни». В итоге сыграл изобретателя Савелий Крамаров. На пробах он дурачился от души, этим и покорил всех. Не случайно Леонид Куравлев однажды сказал: «Нельзя сниматься с собаками и с Крамаровым. Они все равно тебя переиграют»…
Съемки веселого новогоднего фильма по определению не могли обойтись без забавных происшествий. Так, музыкантов группы «Песняры» поставили у входных дверей в зал, где происходило карнавальное действие, и по сценарию они должны были встречать поклонами гостей в маскарадных костюмах. Дали команду: «Мотор!» Музыканты стоят, кланяются участникам карнавала. Все идет как по маслу. Но тут в дверях появился... милиционер. Музыканты решили не останавливать процесс съемки, а разобраться с непрошеным гостем самостоятельно - с поклонами вытолкали его в коридор. Наконец всю эту «фоновую» возню заметил режиссер и остановил съемку. Оказалось, милиционер - актер массовки. Зал буквально полег от хохота. Но этот веселый эпизод в картину не вошел. Сцену пересняли.
Приземление инопланетного корабля и последовавшие за этим веселые приключения героев картины впервые показали 33 года назад. 31 декабря 1973 года Центральное телевидение представило на суд зрителей первую серию фильма, а вторая транслировалась уже первого января 1974 года.
Однако повторить успех «Карнавальной ночи» этой кинокартине не удалось. Смешной и по-своему симпатичный фильм так и не стал потрясением для зрителей. Несмотря на хорошую музыка и вполне комичный сюжет. Песня «Белый вальс» («Я пригласить хочу на танец вас и только вас…») еще долго была популярной, но с фильмом она почему–то не ассоциировалась. А когда в 1981 году эмигрировал в США Савелий Крамаров, картина на несколько лет просто исчезла из телеэфира.
«Ирония судьбы» (1975)
«Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только в новогоднюю ночь», - так назвали авторы эту, самую любимую в народе, новогоднюю комедию. Сюжет фильма Эльдара Рязанова известен каждому. Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а "напарились" до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того. Так герой Андрея Мягкова «попал» в чужую, но точно такую же как у него самого квартиру, на точно такой же улице, с точно такой же мебелью, где познакомился с чудесной женщиной (Барбара Брыльска) и полюбил ее. А она ответила ему взаимностью, бросив своего перспективного жениха (Юрий Яковлев).
В результате получился настоящий шедевр, в котором удачно сложилось абсолютно все: подбор актеров, их вдохновенная игра, режиссура, сценарий, диалоги, и песни на стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко.
Премьера фильма «Ирония судьбы» состоялась в новогоднюю ночь 1976 года. Однако пьеса с аналогичным названием, написанная Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым, шла в театрах еще с середины 1960-х годов. Считается, что в ее основе лежала подлинная история, рассказанная Никитой Богословским, о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане.
Когда встал вопрос о том, чтобы по этой пьесе снять фильм, сценарий запретили «за пропаганду пьянства и разврата». Отстоял фильм тогдашний председатель Гостелерадио Лапин. По легенде, они с Иваном Пырьевым, директором «Мосфильма», заявили где-то «наверху»: «Вы что, ребята, в баню никогда не ходите и пива не пьете?» Начальники подумали и дали добро на съемки.
Работа над фильмом "Ирония судьбы, или С легким паром! " проходила зимой и весной 1975 года. Большая часть фильма снималась в павильонах «Мосфильма» и на юго-западе Москвы, в доме N 125 на проспекте Вернадского. Из Мягкова и Брыльской получилась идеальная пара, хотя изначально на эти роли были приглашены совсем другие актеры.
Почему Эльдар Александрович выбрал именно Мягкова? Сам он в книге «Неподведенные итоги» объяснил это таким образом: «Играть человека в несоображении, оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным - задача сверхсложная. А Мягков делает это изящно и легко. Раздеться, забраться в чужую кровать и при этом нахамить хозяйке - нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь далеко не всякому по плечу».
Надю Шевелеву пробовали сыграть Светлана Немоляева и Людмила Гурченко. «Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо, – вспоминает Рязанов. - Но их личные качества не совпадали с образом героини. И тут мне вспомнилась актриса из польского фильма "Анатомия любви". Я сохранил в памяти ее имя и фамилию - Барбара Брыльска. Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба".
Помимо проблем с актерами была и другая сложность. «Главной трудностью для нас стало полное отсутствие снега в ту зиму. А поскольку мы снимали новогоднюю сказку, обойтись без него было никак нельзя. Поэтому пришлось все улицы, попадавшие в кадр, посыпать пенопластом», - вспоминает Рязанов.
Ходили слухи, что у Брыльской и Мягкова после съемок был бурный роман. Впрочем, сама польская актриса в своих интервью категорически отвергает эту версию.
«Мне нравится другой тип мужчин: жгучие брюнеты, утверждает Барбара Брыльска, - Уж такая моя женская слабость… Черноволосым высоким красавцем был мой второй муж, от которого я родила двоих детей».
В 1976 году после того, как фильм вышел в прокат, он был признан лучшим фильмом года, а Андрей Мягков, по опросу журнала "Советский экран" - лучшим актером. Вскоре съемочной группе была присуждена Государственная премия ССССР.
Как и положено шедевру, фильм давно разошелся на цитаты, большинство из которых были актерскими импровизациями. Например, «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» Не менее запоминающимся был эпизод, когда Ипполит в одежде становится под душ. "О, тепленькая пошла!" - тоже экспромт Юрия Яковлева, который, кстати, после этого чуть не угодил в больницу с гриппом.
Совсем иного рода импровизация получилась во время съемок знаменитой сцены в бане.
«Один из съемочных дней «Иронии судьбы», - вспоминает Андрей Мягков, - совпал с днем рождения Саши Белявского. Мы - я, Шура Ширвиндт и Жора Бурков - приготовили ему маленькие подарки, закуску. Причем выпили совсем немного, как нам казалось. Но, видимо, со стороны это выглядело по-другому».
«Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, мы потребовали второго дубля, - продолжает Александр Ширвиндт - После третьего даже совершеннейший дилетант по части алкоголя Эльдар Рязанов учуял неладное. «Стоп! - раздалось под сырыми сводами «Мосфильма». - Они пьяные!» Возмущению Эльдара не было предела! На следующее утро до начала съемки все четверо участников были подвергнуты тщательному "таможенному досмотру". Перед командой «Мотор!» Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду. Снимали тот же эпизод - играли пьяных, шумели, старались хорошим поведением скрасить перед Рязановым вчерашний проступок. «Стоп! Снято!» - прозвучал наконец усталый, но, как нам показалось, довольный голос Рязанова, что дало право всей компанией подойти к нему и робко намекнуть, что материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского мастерства. Эльдар сказал, что вот как раз случай проверить, с какими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. Мы виновато удалились, но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Вот и верь после этого в искусство перевоплощения».
В чем секрет феноменальной популярности «Иронии судьбы»? Сам Эльдар Рязанов так ответил на этот вопрос в одном из своих интервью: «В жажде счастья. Каждый человек хочет быть счастливым. Каждый надеется. Если это мужчина, то он ждет, что в жизни у него появится принцесса, вроде той, которую играет Барбара Брыльска. Женщина думает, что к ней спустится с облаков такой принц, каким был тогда Андрей Мягков. Я так думаю, что дело в этом».
«Чародеи» (1982)
В начале 1980-х на телеэкраны вышел очередной новогодний фильм. Это была двухсерийная телевизионная музыкальная комедия с элементами фантастики - о любви и коварстве, о волшебных силах, которые помогают жениху (Александр Абдулов) после множества приключений накануне Нового года расколдовать его возлюбленную (Александра Яковлева), научную сотрудницу Института волшебства. Фильм сняли по мотивам знаменитой повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Поклонники братьев Стругацких «Чародеев», как правило, не любят – ведь от первоисточника в фильме осталось очень немного. Их типичная оценка звучит примерно так: «Умную и обаятельную книгу превратили в капустник». Но если рассматривать фильм отдельно от книги, то он очень даже хорош. История любви простого парня Вани и волшебницы Алены на фоне приближающегося Нового года и козней интригана Сатанеева, получилась вполне увлекательной. Этому немало способствовала игра романтической пары актеров Александра Абдулова и Александры Яковлевой. Яркий образ удалась создать исполнителю роли Сатанеева Валентину Гафту. В очередной раз новогодняя комедия не обошлась без участия Екатерины Васильевой, сыгравшей роль ревнивой директрисы института.
Помимо этого, всем запомнился дуэт работников института в исполнении Эммануила Виторгана и Михаила Светина. А фраза: «Главное — чтобы костюмчик сидел» прочно вошла в народный фольклор. Добавил своих красок в картину и знаменитый «гость с юга» в исполнении неподражаемого Семена Фарады. Большую часть фильма этому персонажу пришлось плутать в лабиринтах Института, проклиная строителей. Его отчаянное «Ну, кто так строит!» актуально и по сей день. Кстати, лабиринт коридоров института снимали в самом Останкинском телецентре, где новичку потеряться и на самом деле весьма просто.
По традиции съемкам фильма предшествовал весьма драматичный кастинг. Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось. Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - признавался режиссер фильма Константин Бромберг. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»
Стать чародейкой Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Белохвостиковой, Кореневой.
В итоге Белохвостикова оказалось слишком аристократичной. Муравьевой помешали возрастные параметры. В красавицу Алферову мгновенно влюбилась вся съемочная группа, но ведьма из нее получалась не вполне убедительная. Не хватало «демонизма» и в пробах Цыплаковой и Прокловой. Ведьму смогла убедительно изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ее «суженого Иванушку».
Сценаристам Иван представлялся в образе актера Филозова, но его кандидатура быстро отпала. Претенденты Еременко, Калныньш тоже не попали в фильм. Проханов в образе Ивана проработал с Яковлевой съемочный день и был чрезвычайно обижен, когда худсовет отверг и его. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. Но и ему было не суждено сыграть в этом фильме.
«Костолевский – хрестоматийный герой-любовник, - объяснил Бромберг. – но в нем есть некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой, у которой с ним сразу сложился отличный дуэт».
Аркадий и Борис Стругацкие, которые писали сценарий для картины, учли все технические возможности, которые были в то время. В итоге комбинированные съёмки в "Чародеях" получились весьма эффектные. Полёт Алёны Саниной на метле и прохождения Ивана Пухова сквозь стену выглядели вполне убедительно. Впрочем, волшебство наблюдалось не только в кадре, но и сопровождало всю работу съемочной группы.
«Однажды на телецентре, - вспоминал режиссер Константин Бромберг, - я куда-то забрел и обнаружил мраморную лестницу с мозаикой, смальтой, о существовании которой, как потом выяснилось, все забыли! По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешного строительства (центр сдавался к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и «спрятали» ее в глубь здания. Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, иначе пришлось бы ломать стену».
Но самое удивительное произошло в Суздале. Там снимали один из эпизодов фильма, ждали звездной ночи. Только начали работать, как вдруг над съемочной площадкой завис настоящий НЛО, который отчетливо видели все присутствующие. Сцену снимали тяжеленной камерой для комбинированных съемок и, пока ее задирали, НЛО исчез. Оператору удалось заснять лишь несколько секунд полета этого необычного объекта.
|
|
|
стр.12 |
// БУКИН Алексей |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|