Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 23 сентября – 4 октября 1993 г. Стенографический отчет… Это можно прочитать впервые.
Заседание девятое. Дом Советов России. Зал заседаний Верховного Совета Российской Федерации.
27 сентября 199 3года. Два часа ночи.
Председательствует Заместитель Председателя Верховного Совета
Российской Федерации В.А.Агафонов.
(Первые 40 минут в связи с чрезвычайностью событий стенограмма заседания не велась).…
Председательствующий. Как мы будем определяться со временем для выступающих? Нет ограничений? Договорились.
Слово предоставляется народному депутату Корниловой. Подготовиться народному депутату Маханову.
Корнилова З.А., Якутский национально-территориальный избирательный округ 145, Республика Саха Якутия). Доброе утро, уважаемые народные депутаты!
Я много говорить не буду, а хочу вспомнить, что было в 1991 году. Помните? По итогам голосования видно, что я отношусь к тем депутатам, которые не голосовали за Ельцина и не меняю свои позиции. Но когда августовский был путч, я с вами была в этом доме. Почему? Потому что считала; тогда была нарушена Конституция, законы. Мы должны были исходить не из личных симпатий или антипатий, а наша задача состояла в том, чтобы сделать все возможное для соблюдения Конституции и закона. Иначе мы не смогли бы выполнить
обещание, которое во время избирательной компании большинство из нас давали: мы хотим построить правовое государство. Тогда я защищала Ельцина. Все три ночи ночевала здесь. Андронов Иона Ионович помнит, наверное как в тот день говорили: будет штурм, и женщинам можно уйти. Мы остались с депутатами, и вдруг я встречаю Иону Ионовича (мы с ним ездили в Японию, взгляды наши не совпадали в то время) и он мне говорит: здесь может быть страшное, ради чего вам страдать? Но мы остались, и миновала эта трагедия. Как мы радовались, когда выстояли!
И, вот сегодня опять я этом доме, ночую здесь почти неделю. Опять мы защищаем Конституцию, закон.
Самое страшное заключается в том, что Конституцию нарушило первое лицо государство. Он давал клятву соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Нам приходится проходить через такие испытания. Но что делать? По телевидению, радио говорят, что депутаты хотят крови. Заявили, что хотим захватить близлежащие дома. Но ведь у депутатов, у меня лично одно оружие - Конституция, закон и честь моя.
К великому сожалению, в час испытаний не все выдерживают испытания – честь потеряли некоторые депутаты. Назову несколько фамилий: бывшие члены Президиума: Рябов, Починок, Степашин, Ковалев, Поленов, Подопригора, Амбарцумов, Красавченко. Эти люди, что называется прилепленные раньше к этим микрофонам, которые говорили, что они демократы, а мы консерваторы. С другой стороны, посмотрите газеты и вы увидите имена людей, которых шельмовали, скажем в «Аргумента и фактах). Но именно их позиция оказалась правильной.
Мне даже хочется сказать спасибо Борису Николаевичу: именно в этот переломный момент
мы увидели каждого из нас, сущность нашу. Посмотрите: Починок ведь до последнего был здесь, а со вчерашнего дня возглавляет Комиссию по ликвидации Верховного Совета. Вот это и есть степень падения людей, с которыми мы работали три года. Существующий режим породил предателей. Мы за три года воспитали немало их, был принцип: можно купить всех. По телевидению предлагают нам продаться за триста должностей в Правительстве. Нам предлагают социальную защиту. Нам предлагают деньги для того, чтобы мы продали и предали. Но сегодня мы доказываем, что в России не все покупается и продается. (Аплодисменты)
Я считаю, что за эти три года, особенно последние дни, мы стали просто родными. И сегодня в этот трагический момент, мы должны думать о будущем.
Даже если нас не будет, но ведь Россия-то будет, ее не растопчат. (Аплодисменты). Мы должны сегодня показать, что Россия будет правовым государством, будет Конституция. И первый шаг сделаем мы, пример покажем мы. Спасибо. (Аплодисменты)
Председательствующий. Слово предоставляется народному депутату Маханову. Подготовиться народному депутату Парамонову.
Маханов В.И., Зенковский территориальный округ 443, Кемеровская область Добрый вечер! Стараюсь реже выходить к микрофону: не люблю… Но вот сейчас решил с вами поделиться радостью. Кто из вас в последнее время встречал первых руководителей страны – с Александром Константиновичем, встретиться с Сергеем Александровичем Филатовым.
Председательствующий. Филатов - начальник канцелярии, не руководитель государства.
Маханов В.И. Привет… Это один из тех, с кем интересно иногда поговорить, особенно сегодня вечером. Знаете где? В цепи наших милиционеров. На мосту стояли наши ребята, офицеры бравые, а рядом стоял человек и разговаривал с ними. Мы подошли поближе, сначала мы увидели большой красивый «Мерседес», гаишные машины. Толпа окружает… Глядим. Правда, Филатов. Он просто уговаривал: ребята, вам же дали приказ не пускать никого. Они уточняют: что депутатов тоже? Говорит, и депутатов не пускайте, вам же, мужики, дали приказ. И вообще…. уходите отсюда. Мы, говорит, вас всех возьмем в охрану Президента, всех обеспечим работой. Один, правда, майор говорит: да, а потом что с нами сделаете?
Потом Филатов нас заметил, поздоровался очень дружелюбно, и мы начали разговаривать. Очень активно говорили. Обсуждали мы вопросы конституционные, спрашивали почему нарушили Конституцию, кто из нас уголовник сегодня - либо бывший Президент, либо мы те, кто отсюда не хочет уходить. Говорили о подкупе, заявили ему, что 2-3 миллиона, это, как-то так жидковато. А он говорит: все равно придете. А я говорю: те, кто должен был уйти: они там у вас. Остальные отсюда не выйдут и к вам не приползут. Он говорит: нет, придете. Я говорю: да, нет. Кого могли, вы уже купили, на остальных у вас средств не хватит. Он говорит: а кого, кого купили? Объясняю: известные люди, только что их называли. Человек 5-6 назвал. А милиция стоит рядом и уже смеяться начинает. Причем, как с их стороны (гаишники, полковники, майоры), так и с нашей.
Интересная была ситуация: с одной стороны стоит ОМОН, с другой стороны наши,
С третьей стороны опять ОМОН, а ГАИшники в середине. Все видят, что творится.
Поговорили мы о человеке, который был Филатову очень близок, о Михаиле Львовиче Захарове.
Уже под конец спрашивает: Михаил Львович здесь? Мы говорим: здесь. Ночует? Мы говорим, иногда ночует, а вы? A мы ночуем всегда!
Потом заговорили о том, что могло подвигнуть Президента на такой шаг. Оказалось, дело простое. Все дело в выборах. Надо было бы все-таки согласиться, оказывается, на то письмо, которое Президент прислал 20 августа, где говорил, что деньги - вечером, утром - стулья. Когда
Остап спросил: можно наоборот? Он говорит можно: «Деньги — утром, стулья – вечером». То есть, я имею в виду вариант, что мы выбираемся в марте, а он где-то там в следующем году.
Мы сказали Филатову, что мы решили по-другому и, похоже, это устраивает и Совет Федерации, и Председателя, и руководителей субъектов Федерации. На это он нам уже ничего не ответил, совершенно. Потом опять бурные вопросы и ответы. Мы сказали, что те ребята, которые перешли, простите за не парламентское выражение, уже предали, они подонки. Зачем вам такие? А он говорит: нам всякие нужны. (Смех в зале). Потом Филатов говорит: ребята, время не теряйте, делать вам здесь больше нечего, идите домой.
Заговорили о выборах. Хотите выборы, спрашиваем. Он говорит: хотим, конечно. Я говорю: правильно. Давайте мы сейчас напишем закон, только вы нам включите свет, воду, сантехнику… Александр Константинович добавляет: не политики, а сантехники, электрики какие-то. Непонятно, что вы делаете с нами. Вот такой у нас интересный состоялся разговор.
А потом «под завязку» задаю вопрос: а вы не боитесь, что через полгода все равно все, все узнают? Вы эти полгода воровать будете безбожно. Ведь парламент вам мешает воровать? Вас же на деревьях будут вешать, будут поднимать на вилы. Спрашиваю: а вы ведь сбежите? Он буквально понял и говорит: а куда мне бежать? Я не воровал. Я говорю: да, но ведь вы же сейчас охраняете те, кто ворует в колоссальных масштабах. Капитализм это есть Борис Ельцин плюс ваучеризация всей страны. Он говорит: да, некоторые воруют. Я не ворую.
Мы знаем, но от этого не легче. Вот так мы с ним поговорили.
Я почему с этого начал? Я просто, во-первых, хочу немножко сменить тон, потому что, просите ради бога, нам сейчас (не хочу женщину обидеть) просто нельзя сильно расстраиваться. Должен быть дух. Они хотели нас купить - не получается. Кого-то, конечно, купили, а всех – нет, большинство нет. Большинство из этих людей порядочные. Значит, в 1990 году во многих из нас люди не ошиблись. Хотя сейчас, конечно, некоторые думают о нас иначе. Хотели запугать - не получается, не запугали. И потом у нас с Александром Константиновичем возник вопрос: а зачем начальнику канцелярии Президента среди наших милиционеров рядовых ночью шляться. Может быть, не сидится, а может быть, у них npocтo нет аргументов. А может быть, просто никто не идет в эти цепи. А может быть, просто для них последний момент настал. Надо об этом помнить. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые народные депутаты!
Мы вам сейчас выдадим свечи, потому что электроэнергия – источник не совсем надежный, а свеча лучше. Это на всякий случай, сейчас их не надо зажигать, зажжем, как только появится необходимость. Все нормально. Вы же знаете какие трудности, сложности у нас с топливом. Поэтому свечи нам сейчас не помешают. И продолжим работу. Я думаю, с полсотни свечей сейчас раздадут, и нам в зале этого будет вполне достаточно.
Я предоставляю слово народному депутату Парамонову. Подготовиться народному депутату Челнокову.
Пожалуйста, продолжаем работу.
Парамонов A. P. Ногинский городской территориальный округ, Московская область Уважаемые коллеги, доброе утро! Несколько минут назад выступала Зоя Афанасьевна Корнилова. Ситуации в отношении меня сейчас такая, какая была в отношении нее в 1991 году. Дело в том, что я один из ста доверенных лиц Бориса Николаевича Ельцина на его выборах. Но сейчас я все-таки здесь. Почему? Потому что для меня совершенно очевидно, что нарушена Конституция и совершенно очевидно, что надо быть здесь. Тут все однозначно. Но тем не менее.
На мой взгляд, сейчас мы находимся в той ситуации, когда нужно все-таки решить самый главный для себя вопрос. И я его для себя решил.
Имеется в виду, что, на мой взгляд, плохой мир лучше, чем хорошая война.
В связи с этим, мне кажется, что рассматривать тот вопрос, который предложил Николай Александрович Павлов, к сожалению, опять немного запоздали. Его нужно было рассматривать с самого начала. Причем наше руководство, политическое руководство Верховного Совета должно было рассматривать все варианты, начиная от самых крутых вариантов защиты Верховного Совета всеми мерами. А у нас возобладало только это, исключая в том числе возможные перспективы идти на компромисс.
К сожалению, о компромиссе заговорили только сейчас, причем опять в том смысле, чтобы на него не идти. А ведь многие умные люди говорили, что на компромисс идет сильнейший. Этого никогда не надо забывать. Только при наличии определенной силы на него можно пойти.
Рассмотрите это с правовой точки зрения. Давайте вспомним то постановление Съезда, которое мы с вами приняли.
Я обращаю внимание на этом Николая Александровича Павлова: это постановление было принято с его подачи. Это постановление давало возможность опомниться и вернуться в конституционное ложе всем тем, кто изменил Конституцию. Таким образом мы сами создали прецедент того, что допускаем вариант того, что эти люди могут вернуться к Конституции. Для этого необходимо было только решение Съезда. Но, с одной стороны, мы говорили о возврате в конституционное ложе, а с другой стороны, компромиссных шагов на встречу мы как раз не делали.
Я повторяю, что на компромисс должен идти сильнейший. Если мы себя чувствуем сильнейшими, то должны его предлагать.
Мы не умоляем, а должны его предложить им.
Председательствующий. Давайте завершать.
Парамонов А.Р. Позвольте, я закончу свое выступление тем, что все-таки призываю членов Верховного Совета, участников Съезда рассмотреть все возможности. Мы сейчас рассматриваем вопрос слишком прямолинейно. Перед нами почему-то стоит только нулевой вариант. Он далеко не идеален, но компромисс – это настолько широкое поле деятельности, что нужно его, тем не менее, рассмотреть.
Сейчас никто на нашем Съезде, никто в Верховном Совете, никто из нашего руководства даже в принципе этим не занимается – даже на уровне теоретического осмысления.
А тем не менее - это очень важное направление, его нужно рассмотреть. Мы упускаем, может быть, очень важный шанс. И мне кажется, что, упускать его ни в коем случае нельзя. Еще раз вас призываю внимательно рассмотреть не конкретно нулевой вариант (может быть взять его за основу), а вариант компромисса как такового.
Председательствующий. Спасибо Вам.
Шестой микрофон, пожалуйста.
Домнина В.А., Заволжский территориальный округ 734, Ульяновская область У меня реплика такого характера. Я депутата Парамонова приглашаю завтра с утра опять пойти к метро "Баррикадная" и своей, так сказать, силой раздвигать там барьеры, то, что делали группа депутатов, а особенно активно это делали женщины-депутаты. Стоит там только сказать, что Верховный Совет будет рассматривать вопрос о компромиссе и я вам гарантирую: через пять минут нас с вами вынесут отсюда не президентский ОМОН, а те, кто стоят на площади, а мы женщины-депутаты, вас, мужиков, вынесем отсюда на руках. Извините меня, но с уголовными преступниками я ни какой компромисс не пойду. Здесь Зоя Афанасьевна правильно сказала: не все продается. Я не продаюсь. Если Шумейко свое достоинство оценил в 500 млн. рублей, то я считаю, что мое достоинство, честь, совесть, достоинство моего народа,
достоинство моих избирателей не оценивается - оно неоценимо. Несмотря на всю то клевету, которую вела в отношении меня сначала коммунистическая пресса, а теперь демократическая, я не подала ни одного иска. Это неоценимо, поймите.
Поэтому, когда выходящий депутат на трибуну будет говорить о компромиссе, подумайте, что он говорит. Иначе, я думаю, мы с вами действительно отсюда не выйдем. Всего доброго.
Председательствующий. Спасибо. Хорошая реплика, должен сказать.
«Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 23 сентября – 4 октября 1993 г. Стенографический отчет». Издательство РГТЭУ.Продолжение следует