На фото: легионеры «Ваффен СС» на улицах Риги. В столице Латвии состоялся марш бывших эсэсовцев. Около 400 легионеров «Ваффен СС» прошли через исторический центр Риги.
Новость дня - 16.03.2007 - нацизм
Хуже, чем отрицать холокост
«Мало, мало свободы в России. Народ томится под железной пятой кровавой гэбни вообще и лично диктатора Путина в частности». Так, примерно, выражаются в западной печати либеральные обозреватели, и так пишут русские борцы за русскую свободу. Разгон демонстрации «Другой России» в Петербурге вызвал всплеск возмущения – где свобода? Да разве можно разгонять демонстрации?
Евреи радуютсяВытащив на свет штампы «Пионерской зорьки», Александр Рыклин пишет в «Еже», Интернет-журнале, проплаченном Невзлиным-Березовским:
«Прежде всего, конечно, о чувствах… Знаете, уважаемые читатели, оказывается, это такое счастье – идти в окружении огромного числа людей, в едином порыве скандирующих «Россия без Путина», чувствовать плечо соседа, видеть вокруг горящие глаза и читать в каждом взгляде: «Я больше их не боюсь!». Честное слово, я со времен антисоветских митингов на Манежной площади не испытывал такого эмоционального подъема – до срывающегося голоса, до слез на глазах и до сжатых до синевы кулаков… Но к кулакам мы еще вернемся… И это пьянящее чувство свободы, стократно усиливающееся твердой уверенностью, что люди вокруг ощущают то же, что и ты, и готовы поддержать тебя в любую минуту, в том числе и жертвуя собой».
В скобках заметим, что тот, кто видел разгон мирных демонстраций в Готенбурге и в Болонье, и в Сиэттле, знает, как жестоко это делают. На фотографии – конная израильская полиция разгоняет мирную демонстрацию женщин против конфискации земель. Но такие фотографии вы не увидите в либеральной печати. Вместо этого – от Стокгольма до Парижа жалобы и сожаления на предмет того, что в России нет свободы.
Прямое доказательство того, что в России больше свободы, чем в любой западной стране, было дано на днях в Тель-Авиве. На книжную ярмарку в Израиль приехали несколько русских писателей, и, как положено, они провели встречи с читателями. Как проходят встречи русских писателей и евреев-эмигрантов? Об этом в свое время еще Куприн писал. Евреи считают, что им все должны: такой взгляд воспитывают еврейские организации, музеи холокоста и сионистские партии. Более того, на Западе принято с этим взглядом соглашаться. Когда евреи требуют осудить Иран, захватить Ирак, стать на колени и покаяться, или просто восхвалить Израиль – бастион свободы на Ближнем Востоке, свободные люди свободного Запада обычно так и поступают. Потом они, конечно, выплескивают комплекс униженного своими протестами по поводу зажима свобод в России.
К русским гостям (в том числе еврейского происхождения) израильские евреи обычно пристают с такими вопросами:
- Почему Путин поддерживает арабов?
- А правда ли, что в России ужасная жизнь и люди роются на помойках под взглядом чекистов?
-Не страдаете ли вы от каждодневного антисемитизма?
Но Россия свободна той большой внутренней свободой, которой нет у западных манекенов, и когда с такими вопросами читатели пристали к русской писательнице Марии Арбатовой, она прямо ответила: «Да отстаньте. Мы собрались поговорить о литературе, а если вам хочется узнать, как плохо живется в Москве – не дождетесь. Москва сегодня – это Париж 60-х годов. В ней происходит за один день столько, сколько у вас не происходит за месяц. Москва сегодня – это центр мира. А вы... От вас просто устали. Надоел этот бесперспективный западный проект. Если бы вдруг, не дай Бог, мои дети захотели бы переехать жить в Израиль, я бы легла всеми костями на пороге и не пустила. Только не Израиль! В России нет антисемитизма. И никогда не было. Я еврейка по маме, и почти никогда за свои 50 лет не испытывала антисемитизма. Говорят, что евреев не брали на работу? Да, иногда не брали. Но потом они все равно, через свои многочисленные семейно-клановые связи, прекрасно устраивались». Так ответила русская писательница, прадед которой был крупным сионистом, даже основоположником сионизма в России. Ни один западный человек – еврей или не еврей – не посмел бы такого сказать. Отрицать антисемитизм в России – это хуже, чем отрицать холокост. Подумать – да, может быть, и жене на кухне сказать, но всенародно? Нет. Отдельные смельчаки, вроде профессора Тони Джатта, пытались сказать что-то куда более робкое, и то на них наехали и они покаялись.
Но русские – и в частности или в особенности, русские евреи, свободны от этого диктата. Конечно, Израиль сделал многое для того, чтобы их освободить. Страна, претендующая быть «исторической родиной» каждого еврея, ведет бесконечные войны. Не успела окончиться провалом агрессивная кампания в Ливане, как уже готовится новая война, и вопрос лишь в том, на кого нападет Израиль – снова на Ливан, или на Сирию, а то и вовсе на Иран. Если в прошлом все войны велись за рубежами страны, то с легкой руки шейха Насраллы правила игры изменились, и теперь агрессорам может достаться, а заодно и простым людям, как и при всех войнах на свете.
В любви к русским евреям Израиль не упрекнешь. Даже такой заядлый сионист и поклонник Израиля, как олигарх Гайдамак, и то оказался под судом, его счета арестованы и из страны его не выпускают. Другой ярый поборник за дело сионизма, Владимир Гусинский, едет в полицию каждый раз, когда приземляется в Тель-Авиве. Впрочем, теперь он получил испанское гражданство, и с визитами может повременить. Только находящийся в розыске Невзлин продолжает держаться Израиля – но ему деться некуда.
Слова Марии Арбатовой вызвали немалый фурор в Израиле, и на них пылко отреагировали сотни русских израильтян. Немногие из них поняли, что это и есть свобода – возможность так ответить. Россия действительно уникальна тем, что смогла ответить на еврейский вопрос. Не остервенением немцев, не покорностью американцев, но своим уникальным способом – принять и полюбить, и заставить перейти на ее сторону.
Один питерский ученый рассказывал мне на днях, как он посетил Израиль и как его расспрашивали израильские родственники, почем в наши дни двухкомнатные квартиры на Петроградской стороне? Они продали эти квартиры за десять тысяч долларов, а сейчас они стоят по двести тысяч, заметил ученый. Сам он строго соблюдал Великий пост, был женат на русской женщине, и считал поиски еврейской особенности и самостоятельности ошибкой. Такие они, российские потомки евреев.
У меня мало общего со взглядами Марии Арбатовой. Ей не нравится, что мусульманские женщины хотят купаться в одежде в своей родной Казани, а мне это кажется их личным делом. Она поддерживает прозападных либералов, а я считаю их близорукими и опасными. Но когда я услышал ее гордый ответ, то был готов ее расцеловать. Россияне действительно свободны самой большой свободой нашего времени – свободой от безумного иудеопочитания, от которого страдают и евреи, и прочие люди Запада.
Эта свобода – только одно из проявлений более сокровенной внутренней, метафизической свободы России. Недавно Владимир Сорокин сказал в беседе с Алиной Витухновской замечательные слова: «В России есть мощный магнит, который удерживает меня. Он называется русской метафизикой. В этой русской метафизике, помимо сакральности, притяжения места, есть и много деструктивного и непредсказуемого. Всё это вместе – то есть магия географии, русская сакральность, анархия и деструктивность – вот это всё и образует для меня понятие «русская метафизика». И если бы я был, например, обычным человеком, который просто живёт, чтобы содержать семью, растить детей, накапливать блага и испытывать комфорт, наверное, меня бы это и могло отталкивать. Но я литератор. А для литератора это край Эльдорадо. Для нас, как для литераторов, это место просто замечательное».
Иногда в разгаре партийных споров нам кажется, что пролегла пропасть между сторонниками и противниками власти в России. Но стоит послушать Арбатову и Сорокина, писателей, казалось бы, стоящих на другой платформе, чтобы понять их внутреннее единство с самыми ярыми патриотами. Их и нас всех объединяет русская метафизика, а попросту говоря – воля, которой нет за границей.