Начинается сезон страшных удовольствий
В СМИ часто сообщают о происшествии в каком-либо увеселительном месте. Одним из самых крупных было крушение карусели «Сюрприз» в Лианозовском парке три года назад. Тогда крутящаяся «ромашка» сорвалась с крепежа и упала на землю – пострадали 16 человек, трое из которых оказались в реанимации.
После этого случая отдельным постановлением столичного правительства было создано спецподразделение – инспекция по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники Мосгостехнадзора. А летом прошлого года появился документ, устанавливающий порядок регистрации, надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в Москве. Так что сейчас без разрешения инспекции не должно работать ни один парк развлечений, а каждый гражданин может проверить, на законных ли основаниях его крутят на карусели или качают на качелях.
Балаганный техосмотр
В начале 2006 года в Москве были разработаны «Правила эксплуатации аттракционной техники». И весь летний развлекательный сезон отрабатывали новую систему контроля безопасности аттракционов. Теперь между инспекцией технадзора и владельцем есть еще одно звено – одна из десяти рекомендованных инспекцией частных экспертных компаний. После подачи в инспекцию заявления на проверку владелец приглашает технических экспертов для полного обследования своих устройств. Конечно, тесты не выдуманы самими проверяющими: методика проверки аттракционов разработана техническими экспертами совместно со специалистами Мостехнадзора. Помимо визуального осмотра узлов и конструкций, проводится испытания в действии с двойным весом на каждом месте. Если сломается хоть один болт или что-то погнётся, объект не принимают в эксплуатацию. После починки все испытания проводятся заново. И головой за безопасность каждого аттракциона отвечает не только слесарь-монтажник дядя Вася, но и директор развлекательного сооружения, а также глава районной администрации, на территории которой стоит комплекс.
Внимание: качели!
Если же аттракцион не прошел регистрацию и не получил допуск, его пломбируют, закрывают доступ к щиту управления и входу. Однако для владельца снять пломбу (с физической, а не с юридической точки зрения) не проблема. В подобных случаях у инспекции есть только один выход – направить заявление в прокуратуру.
На любых качелях-каруселях на видном месте, помимо госномера, должны висеть правила пользования и ограничения – по возрасту посетителей, их росту, весу, комплекции, имеющимся болезням сердца или нервной системы. Обследовать на предмет выявления разных патологий вас, конечно, никто не будет, но предупредить обязаны. Тем не менее, на любом, даже самом безобидном, аттракционе категорически запрещается катать детей до двух лет без взрослых: они могут испугаться и случайно получить травму. Не пустят на карусели и людей, перебравших алкогольных напитков. Всем остальным – добро пожаловать. Важно понимать, что в случае, если человек сознательно пошел на нарушение правил и ограничений, которые есть у каждого аттракциона, то за последствия его владелец не отвечает.
Работа на износ
И все же самой важной проблемой остается износ оборудования. Аттракцион – вовсе не шутка, если учесть огромную скорость движения, перепады высот и углов вращения всевозможных «сюрпризов» и «колокольчиков». Многим аттракционам в Москве более 10 лет, а те, что ставят на сезон, как правило, списанные. Большинство из них куплены в странах бывшего соцлагеря, а значит, они произведены еще при Советском Союзе! Про персонал и говорить нечего. Зачастую его набирают на сезон и понятно, что на такую работу устраиваются те, кто хочет немного заработать, а это, как правило, студенты, пенсионеры – в общем, те, кто мало разбирается в технике, за которую отвечают. И остается только надеяться на сознательность бабы Маши, если она услышит какой-то посторонний шум. Кстати, сейчас в России никто не готовит операторов и инженеров развлекательных парков. И уж тем более нет никакой речи о сертификации и обучении персонала. Но в этом году Российская ассоциация парков и производителей аттракционов разработала правила сертификации персонала. Но они носят добровольный, рекомендательный характер. А значит, что каждый хозяин аттракциона решает сам, обучать своих работников или нет.
Кто виноват?
Паркам, на территории которых находятся аттракционы, отнюдь небезразлично их состояние: если кто-то пострадает, компенсировать ущерб, согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда», суд может заставить не только собственника аттракциона, но и хозяина земли, на которой тот располагался, – например, администрацию парка или районную управу. Кроме того, согласно Уголовному кодексу РФ (ст. 293. Халатность), если действие или бездействие должностного лица повлекли за собой ущерб, вред здоровью или смерть человека, это должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 120 тыс. руб. или лишено свободы на срок пяти или семи лет. Происходит инцидент, прокуратура возбуждает уголовное дело, оно передается в суд и уже только суд может решить, кто виноват, и что делать.
Прекрасное далеко
Единого закона, определяющего деятельность всех увеселительных заведений, нет. Однако в прошлом году инициативная группа владельцев развлекательных мест разработала проект федерального закона «О безопасности аттракционов, устройств для развлечений». Разработчики включили и механизированные аттракционы и детские площадки; требование к оборудованию аквапарков, то есть не строительных конструкций, а само оборудование, которое непосредственно вызывает эффект развлечения у людей, находящихся в аквапарке. Также были описаны и требования к устройствам вспомогательным, которые напрямую не влияют как бы на развлекательный эффект, но несчастные случаи приносят. Например, неправильно закрепленный плакат, который от ветра сместился и в который въехала тележка и пострадали люди.
Как будет развиваться ситуация, покажет время. А пока понятно, что без единой законодательной базы невозможно призвать к ответственности кого-то конкретно.
ХРОНИКА
В 1999 году в Москве, в ЦПКиО им. Горького, на аттракционе «Ковер-самолет» погибла женщина.
1 сентября 2002 года в Парке им. Горького в Москве на цепной карусели «Вихрь» из-за ее резкой остановки травмы различной степени тяжести получили 8 человек, в том числе и дети. В больницу была доставлена девушка со скальпированной раной лица.
16 июля 2003 года в Парке им. Горького в Москве на аттракционе «Тарзанка» погиб 21-летний Дмитрий Гуринович – порвалась резиновая тяга, привязанная к его ногам.
22 февраля 2004 года в городе Иваново из-за короткого замыкания на аттракционе «Вихрь» в парке «Степаново» получили травмы 7 человек. Уголовное дело против владельцев карусели было закрыто.
11 апреля 2004 года в Москве в Лианозовском парке в результате разрушения на полном ходу карусели «Сюрприз» ранения различной степени тяжести получили 16 человек, в том числе один из них – перелом позвоночника. Суд над владельцем аттракциона продолжается до сих пор.
22 мая 2005 года в Туле в детскую областную больницу привезли троих малышей с сотрясением мозга. Дети прыгали на надувном батуте рядом с Центральным парком. Неожиданно батут опрокинулся и с 6-метровой высоты сбросил детей на асфальт.
8 мая 2006 года в Уфе произошел сбой на аттракционе «Корсар», в результате которого примерно половина из находившихся на нем 22 человек зависли вниз головой. Посетителей удалось освободить с помощью спасателей только через два часа.
14 июня 2006 года в Северодвинске (Архангельская область) перевернулся батут в виде надувной крепости. Пятеро детей получили серьезные травмы, двух девочек с переломами и сильными ушибами пришлось доставить в реанимацию.
ФАКТ
Врачи говорят о следующих опасностях аттракционов.
Люди пытаются тормозить ногами во время остановки каруселей – это переломы.
Детишки, не дождавшись остановки качелей, прыгают с них – это сотрясение мозга
Прыгая на надувном батуте и размахивая руками, малыши толкаются – это риск повреждения позвоночника.
На аттракционах нельзя кататься людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Перегрузки при вращениях, когда человек оказывается вниз головой, опасны для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
|