ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ СТАНОВЯТСЯ ВЗРОСЛЫМИ КАЛЕКАМИ
В последнее десятилетие в России возрождается интерес к спорту. Наши спортсмены опять бьют рекорды, снова открываются секции и спортивные школы, для пропаганды спорта и здорового образа жизни создан даже отдельный спортивный телеканал. Хорошо и плохо одновременно. Ведь спорт стал, по сути, бизнесом. Подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв является серьезной индустрией, однако очень многие не выдерживают нагрузок и выбывают из спорта, так и не успев туда толком войти. Проблема стоит достаточно остро. Спорткомитет озабочен происходящим и начал привлекать к изучению вопроса ученых-медиков. В программе обследования российских спортсменов-юниоров участвовал и отдел Центра психического здоровья, возглавляемый известным детским психиатром, доктором медицинских наук Галиной Козловской. Рассказанное ею заслуживает, на мой взгляд, самого пристального внимания, ведь речь идет не только о выброшенных на ветер деньгах, но и о том, что ни за какие деньги не купишь – о подорванном здоровье многих детей.
Чем опасна монотония?«Дети постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки, – говорит Галина Вячеславовна. – Их тренировки мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов. Изо дня в день ребенок занимается одним и тем же монотонным, однообразным делом. Например, оттачивает удар футбольным мячом или плавает от одной стенки бассейна к другой, «накручивая» километраж. И так длится годами!
Специалисты в области спортивной медицины уже не раз писали о том, что такая хронически однообразная деятельность ведёт к феномену, названному монотонией. Оградиться от нее, если ребенок уже вступил на этот путь, практически невозможно.
При монотонии наблюдаются постоянные перепады настроения, склонность к депрессии или, наоборот, к экстатической, мало мотивированной радости, излишняя погруженность в себя, отсутствие стойких привязанностей, настоящих друзей или серьезных увлечений. Возникает и искажение личностных черт – человек начинает проявлять агрессивность по отношению к окружающим. По сути, монотония – это зацикленность на монотонной деятельности и легковесное, равнодушное отношение ко всему остальному. Что, соответственно, ведёт к формированию дисгармоничного существа, которое мало к каким занятиям пригодно и плохо адаптируется в коллективе.
Такой человек не может трезво оценить свои сильные и слабые стороны. Он находится в состоянии постоянного стресса, поскольку его гложет зависть и угнетает чувство собственной неполноценности, если кто-то оказывается успешнее. Тут и взрослый может не выдержать. А ребенок подавно! Но его упорно нацеливают именно на такой образ жизни. Он должен бесконечно тренироваться, чтобы выиграть еще одну долю секунды, еще один сантиметр... С точки зрения реальной жизни, это крайне ничтожная победа, но стремление к ней поглощает человека целиком. Неудивительно, что у многих юных спортсменов наблюдается задержка интеллектуального развития.
Юная развалинаНе лучше обстоят дела и с физическим здоровьем. Тренироваться сейчас дети начинают очень рано, лет в 5-6, и к 12-15 годам плачевные результаты уже налицо. Здоровых людей среди этих юных профессионалов немного. Напряжение сердечно-сосудистой системы ведет к специфическим заболеваниям. Вспомним хотя бы так называемое «бычье сердце» спортсмена. Также под влиянием спортивных перегрузок у многих детей появляются иммунологические отклонения. И это, пожалуй, самое страшное, ведь нарушение иммунитета ведет к развитию самых разных заболеваний.
«Существуют такие специфические вещества – нейропептиды, – рассказывает Козловская. – Они обуславливают стабилизацию психических процессов и выполняют антистрессовые функции. У юниоров, которые достаточно долго пребывают в ситуации спортивного марафона, вырабатываются антитела к фактору роста нервов. Возникает некое аутоагрессивное состояние организма. Он начинает отторгать свою собственную нервную систему. Подобное явление наблюдается у тяжело психически больных людей. Получается, что внешне спортсмены выглядят психически здоровыми, а на самом деле они находятся на грани срыва, пребывая в состоянии непрерывного психического стресса. А стресс, в свою очередь, влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой, вегетативной систем... Весь организм работает на пределе.
Но, наверное, все эти издержки окупаются спортивными успехами и большими деньгами, которые теперь можно получить за спортивные победы?
Увы! Как показывают последние исследования, под влиянием монотонных, тяжелых физических нагрузок, у множества детей настолько искажается нервная система, что к концу юниорского периода многие из них бросают спорт, не выдерживая режима. То есть, они сходят с дистанции, фактически лишившись детства, не добившись желаемых результатов, испытав в итоге горькое разочарование и подорвав здоровье.
Всего один пример. Девочку – назовем ее Настей – отдали на плавание в пятилетнем возрасте, и поскольку она проявляла способности, из нее стали «лепить» спортсменку. Все детство и отрочество Насти проходили под знаком тренировок. Каждый день она плавала по шесть часов: три часа до школы и три после. Занимала призовые места, добивалась успехов. Но когда решался вопрос о включении ее в олимпийский резерв, подруга опередила бедняжку буквально на десятую долю секунды. Они приплыли к финишу одновременно, но подружка успела чуть быстрее высунуть из воды руку и схватиться за ленточку. Поэтому в сборную взяли ее, а не Настю. Такого удара Настя вынести не смогла и бросила спорт.
Но... вскоре оказалось, что ее организм, привыкший к большим нагрузкам, перестал нормально функционировать. Настя начала толстеть, у нее появилась одышка. И хотя в спорт она не вернулась, весь распорядок ее жизни до сих пор привязан к бассейну. Она вынуждена ежедневно тренироваться, чтобы поддерживать свое здоровье на более или менее приемлемом уровне. Плавает Настя, правда, теперь не по шесть часов, а по три, но ей от этого не легче. Девушка фактически стала заложницей бассейна. Представляете, что это за жизнь, что творится с ее психикой?..
Сизифов трудЛюдям очень важно, чтобы их деятельность была осмысленной. А детям – особенно! Не понимая, для чего надо прилагать столько усилий, и не видя ощутимого результата своих трудов, они быстро расхолаживаются, теряют интерес. В начале спортивных занятий результат, конечно же, ощутим: то ребенок вообще не умел кататься на коньках, а то уже и кружится на льду, и выделывает разные пируэты. Но даже такие красивые образцы спорта, как фигурное катание, гимнастика, спортивные танцы, коренным образом отличаются от утомительных и вроде бы чем-то похожих занятий классическим балетом или музыкой. И там, и там – упорный, часто монотонный труд. Но, занимаясь музыкой или балетом, ребенок непосредственно соприкасается с искусством, с миром прекрасного, с шедеврами художественного творчества. В основе же спорта лежит совсем другая идея – стремление к рекорду, некое условное достижение и оголтелая соревновательность. Смысл спорта в создании рекорда, который часто отличается от «не рекорда» ничтожно малыми величинами. Например, десятой долей секунды.
«Причем достижение ложной, по сути, победы, – добавляет Козловская, – дается путем тяжелого напряжения физических сил. Нынешние спортивные достижения лежат фактически за пределами возможностей организма, который не был запрограммирован на подобные необыкновенные результаты. Да они на самом деле и не нужны! Это не нужно ни для выживания вида, ни для поисков смысла жизни. Убыстрение скорости проплывания под водой на десятую долю секунды – это что, творческий процесс или общественно-полезный труд? Нет, современный спорт вообще носит характер шоу, этаких трюков на потеху публике. Но за внешним блеском стоит монотонный каторжный труд, разрушающий физическое и психическое здоровье человека, калечащий психику и судьбу массы детей».
Конечно, все вышесказанное не отрицает спорт вообще. Если занятия в спортивной секции не превращаются в каторгу, они могут быть очень даже полезны. Нужно не стремиться любой ценой вырастить «звезд», не приобщать детей к современному спорту больших достижений, а приучать их делать зарядку, давать возможность больше играть в подвижные игры на свежем воздухе. Пришла пора возродить здравое отношение к физической культуре, чтобы она помогала людям укреплять и сохранять здоровье, продлевала жизнь, а не укорачивала её.