Россияне теснят западных коллег в области финансового и инвестиционного PR
Еще совсем недавно в ходу были рассуждения о том, что мировой опыт в области связей с общественностью малоприменим к условиям российской действительности. При этом нашей стране приписывались ограниченность демократии, отсутствие развитых рыночных отношений. Опасения скептиков оказались напрасными. И с демократией у нас по многим позициям сегодня не хуже, чем в самых что ни на есть развитых странах, рыночные отношения, и экономика в целом нормально развиваются назло «доброжелателям». И конечно же, PR, то есть связи с общественностью как комплекс социальных наук и практических методик, оказался гармонично встроенным и на государственном, и на предпринимательском уровнях.Среди основных тенденций развития российского PR, на мой взгляд, можно было бы выделить главное – идет процесс переосмысления самой миссии российского PR-сообщества. Если раньше внутри индустрии мы говорили о необходимости формировать у представителей политической и бизнес-элит всего лишь понимание необходимости связей с общественностью, то сейчас речь идет о том, как этот уже успешно встроенный механизм управления и регулирования общественных отношений отлаживать и совершенствовать в современных реалиях российской действительности. Важно, что такой диалог идет, причем наиболее продуктивно это происходит в рамках Российской ассоциации по связям с общественностью – своеобразного профсоюза отечественных пиарщиков.
Осмысление своей миссии и предназначения – процесс вполне естественный, но если раньше он происходил по сути только внутри нашего сообщества, то сегодня он вышел за рамки корпоративной «тусовки». Мы перешли на более высокий уровень продуктивного общения представителей PR-индустрии с теми, кто использует паблик рилейшенз как инструмент в политике, бизнесе, установлении современных корпоративных отношений.
Важной тенденцией современного развития отечественного рынка связей с общественностью является то, что с российскими PR-агентствами стали считаться не только внутри страны, но и за рубежом. В последнее время все больше западных компаний и фирм обращается к российским агентствам за PR-услугами. Наша PR-индустрия, как и в целом экономика страны, трудно, но уверенно интегрируется в мировую экономику, активно взаимодействует с международными организациями. Большинство крупных отечественных агентств либо вступило, либо установило ассоциированные отношения с крупнейшими международными сетями в области связей с общественностью, такими, как Worldcom PR Group, Pinnacle Worldwide, Porter Novelli, Edelman, Hill & Knowlton, Ketchum, Weber Shandwick Group и др. Сотрудничество с грандами мировой индустрии паблик рилейшенз не только обеспечивает приток клиентов, но и подтягивает уровень российских услуг в области связей с общественности до мирового уровня.
Одновременно с развитием международных связей происходит активный рост регионального рынка PR-услуг. Практически во всех крупных российских промышленно-финансовых центрах появились серьезные, высокопрофессиональные и весьма креативные PR-агентства, которые максимально используют знания специфики своего региона и успешно конкурируют со своими столичными коллегами. Хотя справедливости ради следует уточнить, что пока большинство PR-агентств сосредоточено в европейской части России.
Если всего пять – семь лет назад в стране преобладал политический PR, то в настоящее время важнейшую роль играет PR репутационный. Это не только репутация компании, но и репутация ее руководителя, производимого продукта.
Руководители крупных корпораций первыми осознали, что успех их деятельности, место, занимаемое ими в обществе, зависят не только от эффективных технологий и объема производства, но и от того, как воспринимаются результаты их труда, какова их репутация.
Еще одной тенденцией современного этапа развития российского PR является осознание руководителями средних, а в последнее время и мелких компаний необходимости устанавливать гармоничные отношения с обществом и заботиться о своей репутации и имидже. Именно поэтому наряду с крупными агентствами полного цикла, ориентированными на обслуживание крупных корпораций, в российском PR-сообществе успешно трудятся небольшие, но профессионально хорошо подготовленные компании, которые активно работают на своем уровне. В этом случае мы говорим о PR как особой функции управления, важной составляющей современного менеджмента компании.
Рассуждая о тенденциях, можно с уверенностью сказать, что идет специализация внутри PR-сообщества, как это уже давно принято на Западе. Появились агентства, которые занимаются, например, нефтяными компаниями или энергетикой, политическим консалтингом или финансовыми институтами. Причем внутри каждого направления существует внутренняя специализация. Например, внутри финансово-инвестиционного направления в последнее время появилась особая ниша для нашей индустрии – это PR-сопровождение и информационное сопровождение размещения IPO компаний. Размещение акций на биржах, особенно зарубежных, для российских компаний явление сравнительно новое, сопряженное с необходимостью учитывать множество факторов, в том числе обязательность соблюдения строгих правил информационного сопровождения процесса.
Существуют всего несколько российских PR-агентств, которые в состоянии сегодня обеспечить компании, размещающей IPO на западных биржах, полноценное коммуникационное сопровождение с учетом соблюдения строгого западного финансового законодательства. Этот аспект деятельности приобретает особое значение как для привлечения инвесторов, так и для самих акционеров. В конечном итоге он в немалой степени влияет на повышение котировок акций.
В 2006 году произошло знаковое событие для отечественного паблик рилейшенз – россияне потеснили своих именитых коллег в области финансового и инвестиционного PR, то есть там, где традиционно господствовали западные и американские пиарщики.
На конкурсе проектов в номинации «Финансовые отношения и отношения с инвесторами» коммуникационная группа Корпорация «Я» получила Золотую награду Международной Ассоциации по связям с общественностью IPRA Golden World Award 2006 за высочайший профессионализм при проведении информационной и PR-кампании по поддержке IPO ОАО «Седьмой Континент».
Это можно с полным основанием расценивать как показатель того, что российская PR-индустрия сегодня способна на равных конкурировать со своими западными коллегами в привычных для них сегментах, на их традиционных площадках. По сути произошла профессионализация российского рынка PR во всех направлениях деятельности. На мой взгляд, именно это можно рассматривать в качестве основной тенденции современного этапа его развития, что не может не внушать оптимизм.
Автор - генеральный директор коммуникационной группы Корпорация «Я»