Достаточно активно тиражируемые отечественным PRсообществом мнения о том, что в условиях управляемой демократии политический PR сводится на нет, не совсем верны. Политика была и всегда будет искусством возможного. В политическом и избирательном процессе всегда масса рисков и неучтенных факторов, которые создают атмосферу непредрешенности результатов выборов. А это значит, что политический PR как инструмент управления будет востребован как властью, так и оппозицией.
Если говорить о роли политического PR в предстоящих выборах депутатов Государственной Думы и президента России, то здесь необходимо учитывать два существенных условия, которые будут определять общую логику выборов.
Во-первых, выборы в Государственную Думу будут проходить по пропорциональной системе, где единственными игроками станут политические партии, а не кандидаты-одномандатники.
Во-вторых, президентские выборы пройдут в условиях высокой легитимности Владимира Путина, который будет переадресовывать личный рейтинг доверия и голосования своему потенциальному преемнику.
Ни для кого не является откровением, что ключевым центром власти в стране является Кремль, который и будет определять партийно-политическую конфигурацию в выборный и послевыборный период. Это значит, что основной задачей политического PR является эффективное технологическое обеспечение избирательного процесса и получение "на выходе" необходимых электоральных показателей и победителей избирательной гонки.
Что касается выборов по партийным спискам в Государственную Думу, то набор основных партийных игроков сегодня в основном определен.
Однако какая сложится итоговая конфигурация и с каким результатом партии придут к финишу, во многом будет зависеть и от политтехнологов.
Генеральную разминку партии и их политические консультанты уже проводят на уровне субъектов Федерации, активно участвуя в выборах в региональные легислатуры (законодатели разных уровней). Итоги региональных выборов – это хороший индикатор потенциального успеха партий в предстоящей федеральной избирательной кампании. Эти "предварительные забеги" позволяют отработать идеологию партий, откорректировать избирательные стратегии, определиться с целевыми группами и дать знак для потенциальных спонсоров.
Проведение выборов в регионах по партийным спискам является относительным новшеством как для политического класса, так и для PR-сообщества. Здесь формируется принципиально новая ниша политического PR – региональный партийный брендинг. Причем подходы по продвижению партий в регионах во многом отличаются от того, как это происходит на федеральном уровне. Локальный характер избирательных кампаний позволяет применять не только рекламные технологии, но и активно задействовать социально-политические сети.
Взять хотя бы результаты октябрьских выборов в регионах.
Относительно новая партия "Свободная Россия" (преобразованная из Российской сетевой партии поддержки малого и среднего бизнеса) смогла переиграть многие федеральные партийные бренды, получив солидный процент голосов.
Если говорить о выборах президента России, то очевидно, что фору всем кандидатам будет давать преемник Владимира Путина. Роль политического PR здесь скорее всего будет сведена к поддержанию необходимой и достаточной интриги выборов, что является существенной проблемой в условиях наличия на политическом поле явного лидера избирательной гонки. Всем кандидатам в президенты России потребуется адекватное и высокоэффективное PR-сопровождение. При этом набор PRметодов и технологий будет продиктован теми целями, которые себе будут ставить кандидаты и те силы, которые их продвигают. Общая логика предстоящих выборов президента РФ в 2008 году говорит о том, что наряду с традиционными методами политического PR будут активно задействованы и новые политические технологии, основанные на опыте "цветных" революций.
В целом же политический PR на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы и президента России будет играть не только сугубо технологическую функцию по сопровождению выборов, но и станет регулятором целого ряда процессов. Это и минимизация рисков для ключевых партийно-политических игроков, и установление заграждений проявлениям экстремизма и обеспечение необходимой легитимности выборов, преодоление кризисов и многое другое.
Безусловно, политический PR и политические технологии не являются панацеей и универсальным средством для преодоления кризисов. Вместе с тем сегодня можно говорить о том, что мы вступаем в стадию, когда политический PR перестает быть только технологией, становясь важнейшим фактором и средством политического управления.
Автор - президент агентства "PABLICITY PR"