Отечественная история стала ареной идеологической войны
Имидж страны в современном мире формируют средства массовой информации. Особенно, если речь идет о зарубежных государствах, граждане которых просто не имеют другой возможности составить свое личное впечатление, например, о России. Более 70 лет прошло с тех пор, как миссия по созданию положительного образа нашей страны возложена на знаменитое «Московское радио». Ныне – это Государственная радиовещательная компания «Голос России». Ее председатель Армен Оганесян считает, что даже в эпоху Интернета и телевидения радио по-прежнему сохраняет возможность заметно влиять на мировое общественное мнение, а в качестве аргумента приводит размеры зарубежной аудитории радиостанции «Голос России».
– Как известно, радиостанция «Голос России» была создана в 1929 году, когда такого термина, как PR, еще не существовало. Однако ее задачей было именно то, что сегодня мы обозначаем этой аббревиатурой: создание благоприятного образа страны. С чего начиналась радиостанция? На какие страны прежде всего начала свое вещание Москва?
– Действительно, техническая база, необходимая для вещания на зарубежные страны, была создана в октябре 1929 года. Однако своеобразным прообразом иновещания стали известные радиотелеграммы, которые передавались с кораблей Балтийского флота еще в первые революционные годы со знаменитыми позывными «Всем, всем, всем!».
Передавались они и на зарубежные страны. Прежде всего на Германию, с которой мы были в состоянии войны.
Возможно, поэтому первая передача в октябре 1929 года тоже велась на немецком языке.
Потом к нему добавились английский и французский. Вообще на начальной стадии развития иновещания приоритет отдавался основным европейским языкам, что вполне закономерно.
Эти страны были нашим ближайшим окружением.
Особенно активно развивалось иновещание в годы Великой Отечественной войны. В этот период серьезно расширился и объем вещания, и количество языков. В годы войны Московское радио играло очень большую роль. На территории Германии и некоторых оккупированных стран Европы это был практически единственный источник альтернативной информации.
Слушать радио было опасно, тем не менее люди слушали, чтобы получить достоверную информацию о том, что на самом деле происходит под Москвой, под Сталинградом, под Курском. И радио с этой точки зрения сыграло уникальную роль. Иного средства, которое, невзирая на расстояния, без цензуры могло пересекать границы и фронты воюющих сторон, просто не было.
Стремительный рост иновещания потребовал его расширения. Вопрос встал о новом, более просторном здании. Согласно существующему преданию, его для нас еще в начале 1950-х годов нашел Михаил Андреевич Суслов. Здание на Пятницкой улице строилось для нужд Министерства обороны. Но однажды увидев его, главный идеолог страны распорядился передать здание радиокомитету. В какойто мере для нас сегодня это является источником разнообразных технических проблем. Ведь здание изначально не предназначалось для таких целей. А вы наверняка знаете, что современные радиокомплексы уже на стадии проекта содержат в себе все необходимые технологические узлы и системы. Здесь этого, к сожалению, нет. Приходится на каждом новом этапе развития вещания все делать заново.
С другой стороны, местоположение у нас замечательное:
Пятницкая улица. Это близко от центра города. Нашим корреспондентам ничего не стоит добраться до Государственной Думы, Кремля, МИДа или Совета Федерации. Все информационные площадки рядом. К нам с удовольствием приезжают на прямые эфиры или на интервью в студию известные люди. Так что дом на Пятницкой по-прежнему живет своей напряженной творческой жизнью, и мы надеемся, что так будет продолжаться и дальше.
– Насколько изменились принципы работы Иновещания с течением лет? Можно ли сегодня говорить о существовании преемственности или в какой-то момент «Голос России» просто начал работать «с чистого листа»?
– В любом деле, в любом развитии важно сохранять какие-то наработки прошлого. Футуризм здесь совершенно неприемлем.
Конечно, как и все отечественные СМИ, мы точно так же менялись. Не стало программ, основанных на пропаганде идей коммунизма. Но не стоит преувеличивать их значения. И во времена СССР они занимали в объеме вещания не такое большое место.
Основной темой была все-таки геополитика. Было желание не допустить развертывания ядерных ракет в Европе, например.
Или адекватно прокомментировать процесс разрядки международной напряженности. Дать свою оценку локальным конфликтам. Таким образом, внешняя политика занимала гораздо больше места, чем пропаганда советского образа жизни.
Конечно, сегодня уроки марксизма-ленинизма остались в прошлом. Журналистика стала менее идеологизированной и более информативной. Хотя ни одно иновещание в мире, и российское в том числе, не отказалось и никогда не откажется от поддержки внешней политики своего государства и разъяснения различных аспектов внутренней жизни страны.
Для нас по-прежнему важно поддержать интерес к России у зарубежных слушателей, рассказать о ее сегодняшнем дне.
Так что преемственность, безусловно, есть. Особенно в международной журналистике. И то, что такие ее мэтры, как Зорин, Потапов, Овчинников, до сих пор выступают в наших программах, – лишнее тому подтверждение.
– Вы начали работать на радиостанции «Голос России» в 1976 году, сразу после окончания журфака МГУ. Какими были ваши первые впечатления от работы здесь? С чего начиналась ваша карьера?
– Я начал работать – сейчас и должности такой нет – младшим редактором. Тогда в журналистике существовала традиция: не перескакивая через ступеньки, постепенно продвигаться по карьерной лестнице. Все мы начинали с выпуска программ, с работы в студии: носили пленки, слушали, как делаются записи. Первое время я работал в отделе вещания на Англию. Потом уехал в Лондон в качестве корреспондента. Одним словом, работал на иновещании во всех качествах и на всех уровнях. Но места работы никогда не менял. В 1993 году стал председателем радиокомпании.
– Насколько драматичным оказалось для радиостанции последнее 15-летие? Удалось ли сохранить ее кадровый потенциал?
– Наиболее тяжелым для иновещания стал период середины 90-х годов. Произошло резкое уменьшение финансирования и численности сотрудников. В какой-то момент от нас вообще потребовали сократить вещание до 7 официальных языков ООН.
Представьте себе, что в это же самое время, например, Румыния вещала на 10 языках. «Голос России», который всегда был важнейшим игроком на этом поле, всеми признаваемым и вошедшим в пятерку лидеров мирового иновещания, мог в одночасье превратиться в нечто маргинально-региональное. Эта угроза была реальной. Тем не менее радиостанцию удалось отстоять. Не обошлось без потерь, но мы сохранили костяк коллектива. Сейчас у нас 33 языка вещания. Это не предел. В наших планах начать подготовку программ на языках стран СНГ и Балтии. Пока что мы на эти регионы вещаем только на русском языке. Но там подрастает поколение, которое русский язык знает значительно хуже. Поэтому, не сокращая объема вещания на русском языке, надо начинать, хотя бы в небольших объемах, вещание на национальных языках.
– Что представляет собой аудитория «Голоса России»? В каких странах ее передачи пользуются наибольшей популярностью?
– Аудитория «Голоса России» – это более 100 миллионов слушателей в мире. За последние годы она заметно приросла за счет жителей стран СНГ и Балтии. Ведь они были единой с нами страной, которая называлась СССР. А теперь – это зарубежье.
Когда называется цифра 100 миллионов, речь идет о нашей аудитории только в странах дальнего зарубежья. Она подтверждена многочисленными исследованиями не только нашего Центра социологических исследований, но и независимыми зарубежными исследованиями.
Что касается стран СНГ, то здесь мы – признанные лидеры по отношению к другим радиостанциям зарубежного вещания.
Тем более, что сейчас мы вышли на принципиально новый подход к вещанию. Во многих крупных городах этих государств мы переходим на FM-диапазоны, что сразу дает существенный прирост аудитории. Сегодня на FMдиапазонах «Голос России» звучит в Бишкеке и Оше, в Кишиневе, Ереване, Тбилиси, Ташкенте. В Крыму – каждый крупный город слушает наши передачи на волнах «Транс – М – Радио».
Конечно, здесь очень важно сохранять баланс. Очевидно, что коротковолновое вещание «не умрет» завтра. В мире около миллиарда приемников с КВ-диапазоном. Кроме того, это надежный ресурс для вещания на зарубежные страны. Он трансграничен и не зависит от политической конъюнктуры.
– Насколько объективно воспринимают образ нашей страны в различных странах мира? Как часто вам приходится сталкиваться с предрассудками и заблуждениями зарубежных слушателей?
– Конечно, стереотипы есть.
Но, честно говоря, я не знаю такого этапа в российской истории, когда бы Россия не сталкивалась со стереотипным мышлением Запада.
Здесь надо иметь в виду, что на всех этапах истории, как только Россия усиливалась или, как говорил Горчаков, «сосредотачивалась», это вызывало неприятие.
Кроме того, нужно признать, что в целом общественное мнение за рубежом относительно России очень несамостоятельно.
Оно формируется не теми людьми, которые приезжают в Россию, знают русских, знакомы с русской культурой, а теми, кто просто предлагает готовый набор высказываний и клише. Попрежнему есть желание представить Россию, как это уже было во времена подготовки Крымской войны или наполеоновских походов, – как нечто вызывающее опасения, непредсказуемое. Правда, слово «варварское» не используют – как в свое время Наполеон, который, начиная свой поход, заявил, что «этих варваров нужно отбросить к Северному Ледовитому океану и не давать им возможности играть какую-либо роль в Европе». Но, увы, сегодня многие по сути так думают и соответственно действуют. В основе такого отношения лежит нежелание некоторых кругов Запада, чтобы Россия играла значимую роль в европейских и мировых делах. Поэтому такие стереотипы появляются постоянно в западной прессе.
Сегодня мы не можем оставаться в стороне, когда появляются зарубежные учебники истории, которые преподносят Россию как страну – нецивилизованного партнера на мировой арене. Это попытка демонизировать Россию особенно проявляется в новейших учебниках истории большинства стран СНГ и Балтии. Мы проанализировали эти учебники. Там предложена такая история, что диву даешься:
оказывается, русские всегда были душителями, агрессорами, не давали национальным республикам развиваться. Причем это утверждение охватывает не только советский период, но и предыдущие столетия. Как-то быстро все начали забывать, что в Россию почти все просились добровольно. А некоторым странам Закавказья, если бы не помощь России, грозило полное физическое уничтожение.
Авторы таких учебников и монографий предпочитают просто выдергивать «свою историю» из реального контекста событий, категорически не признавая той колоссальной роли, которую сыграла Россия для развития народов и просто их физического сохранения. Отчетливо прослеживается желание закрепить в сознании новых поколений враждебное отношение к нашей стране. И нам надо обратить на это самое пристальное внимание.
– Одна из наиболее популярных передач радиостанции – это «Визави с миром». Обычно вы сами выступаете в роли ведущего. Это немного напоминает ситуацию, когда хирург становится руководителем клиники, но продолжает оперировать, чтобы не потерять свои профессиональные навыки. Насколько правомерно такое сравнение?
– Абсолютно верно. К сожалению, времени на журналистику остается все меньше и меньше. Хотя я по-прежнему считаю себя журналистом, но творчеством приходится заниматься урывками, во время отпуска и в выходные дни.
Передача «Визави с миром» важна для меня тем, что она позволяет как бы чувствовать «пульс» аудитории. Ведь передача строится на вопросах слушателей, которые приходят по сети Интернет или записываются на автоответчик. С другой стороны, это возможность общения с нашими гостями – людьми, которые дают очень аргументированные ответы на предложенные вопросы, обогащая и меня своим пониманием непростых процессов современной жизни.
Для руководителя любого уровня очень важно не превратиться в кабинетного начальника.
Нельзя покрываться административной ржавчиной. Это очень вредно и для самого человека, и для той организации, которую он возглавляет. Особенно, если речь идет о творческом коллективе.
– В заключение – вполне традиционный вопрос: каковы дальнейшие планы радиостанции?
– Конечно, у нас есть планы и творческие, и чисто технические. Например, хотелось бы расширить наше присутствие в FMдиапазоне стран СНГ и Балтии.
Это принципиально важно. Не менее важно для нас не упустить тот момент, когда на смену аналоговым радиоприемникам в мире придут цифровые. Сейчас принимается целевая общегосударственная программа развития теле– и радиовещания. Там уделяется большое внимание развитию цифрового вещания. Мы предложили свои подходы к этой проблеме и надеемся, что они будут услышаны.
Что касается содержания программ, то у нас и тут обширные планы. Сейчас мы осуществляем совместно с Министерством иностранных дел мультимедийный проект «Вся Россия. Энциклопедия от А до Я». Ее идея заключается в том, чтобы представить целостную картину русской цивилизации и истории. В алфавитном порядке мы выбираем знаковые события, явления, исторические памятники, которые представляют Россию, и рассказываем об этом на пяти языках. Мы записываем эти программы на CD и DVD-носители.
Потом МИД рассылает эти материалы в наши загранучреждения и представительства Росзарубежцентра. Для нас это очень важный и сложный проект, который мы обязательно продолжим.
Но приоритетным направлением для нас останется информация. Этот термин объединяет огромный спектр передач от новостей до сложных аналитических программ. У нас обязательно будут появляться новые авторы, новые гости. Кроме того, мы хотим еще больше привлекать к участию в таких передачах самих слушателей. Для этого в ближайшее время мы полностью обновим свой интернет-портал. Он станет интереснее и насыщеннее. Мы ожидаем, что многомиллионная аудитория «Голоса России» будет расти и впредь. В первую очередь за счет представителей молодого поколения, до которых мы неизменно будем стараться донести информацию о России.
|