Ум, честь и совесть Национал-большевистской партии
Пожалуй, нет такой политической организации, которая вызывала бы столь противоречивые чувства, как НБП. Даже среди сотрудников правоохранительных органов нередко встречаются сочувствующие нацболам. Как и у большинства из нас, у них есть пожилые родственники, нуждающиеся в помощи. А кто, кроме лимоновцев да самих пенсионеров, выступил против непродуманной и не проработанной до конца монетизации? Никто. Коммунисты организовывали стариков, жириновцы предпочли отмолчаться, а рогозинцы ждали указаний сверху.
Конечно, и национализм, и большевизм, как таковые, мы осуждаем, но… Подкупает искренность и неординарность молодых национал-большевиков. Они готовы и наручниками себя на пятом этаже приковать, и в Администрацию президента прорваться, и под арест пойти под крики о справедливости. И чего тогда удивляться, что для журналистов они как манна небесная. Для телевизионщиков – нестандартная картинка, для пишущей братии – информационный повод поговорить о социальных проблемах.
Назад в будущее В отношении других партий и молодежных движений к НБП, кроме обычного пафоса обличения, можно заметить и с трудом скрываемую зависть. Какие бы акции они ни проводили, прессу на них бесплатно или без административного ресурса не зазвать. А у лимоновцев она всегда тут как тут. Пытались обвинить журналистов в предвзятости, в проплаченности, но ничего не вышло. Газеты без труда доказывали свою объективность, а популярность НБП только увеличивалась. Проблема других партий в том, что у них нет Лимонова. Можно по-разному к нему относиться, но то, что он один из лучших современных писателей, сомнения не вызывает. В НБП Лимонов продумал все. От символики – агрессивный красный цвет и знаковые, мобилизующие черные серп и молот – до постановки и эмоциональности выступлений. Конечно, в символике партии справедливо усматривают аналогии со штандартами гитлеровской Германии – там черная свастика в белом круге и на красном фоне. Но юридически к НБП не придраться, а знаковая доходчивость такого заимствования очевидна. Хотя у лимоновской партии есть своя, озвученная в 1999 году, четкая программа – в ней объясняется, какой они хотят видеть страну, а конечной целью провозглашается свержение государственного строя – всю ее можно свести к трем словам: назад в будущее. Даже у коммунистов, которым вроде бы пристало призывать обратно в социализм, программа постоянно дорабатывается и учитывает современные реалии, при этом иногда запутывая простых членов партии. Так, большинству из них, воспитанных в духе атеизма, трудно разобраться в отношении нынешней КПРФ к церкви. Вроде бы Ленин по-прежнему рулевой и его идеи не подлежат ревизии. Но тот писал, что религия – это опиум для народа, а Зюганов и со свечкою стоит, и патриарху руку целует. А в последней дискуссии с французскими коммунистами, разрешившими однополые браки, ничего лучше не придумал, как сослаться на то, что Бог создал мужчину и женщину, а следовательно, и жить они должны только друг с другом. У Лимонова все проще. Никакой религиозной шелухи. Если он и выступает против абортов, то не потому, что Бог не велел, а потому что они «перестали быть личным делом женщин, а стали государственным делом». Рождаемость падает, и ее надо повышать, даже такими непопулярными методами. «У нас была Великая Эпоха» – так назывался один из его романов, – значит, и придумывать ничего не надо. Тогда было бесплатное образование, общедоступная медицина, старики прекрасно жили на пенсию и даже молодым помогали. Задача проста: захватить власть и вернуть все так, как было. Лимонов все четко рассчитал. Только такая простая программа и могла увлечь молодежь, составляющую подавляющее большинство его партии. К слову, у НБП было две программы. В первой (1994 года) – тот же нескрываемый национализм, что у гитлеровских нацистов. Некоторые специалисты усматривали в ней прямые заимствования из «Майн кампф». Во второй, подготовленной для регистрации партии в Минюсте и принятой в 1999 году, от оголтелого нацизма не осталось уже ни следа, теперь она напоминает ранние программы социал-демократов. Общее между этими документами то, что оба они написаны простым и понятным языком и ставят четкие и конкретные задачи.
Партия лимоновых Принято считать, что Национал-большевистская партия, как и ЛДПР, является партией одного человека. Но это не совсем так. Популярность либерал-демократов действительно держится на харизме и энергетике Жириновского. Спросите простого члена ЛДПР об идеологии партии, и он начнет вам цитировать куски из последнего выступления своего лидера. Только вот лидера этого может занести куда угодно в зависимости от аудитории, перед которой он выступает. Отсюда он то предлагает мыть сапоги в Индийском океане, а то отгородиться от всего внешнего мира. «Каждой женщине по мужчине!» – это из выступления перед работницами текстильной фабрики; и «Каждому мужчине по женщине!» – выступая перед солдатами-срочниками. Национал-большевистская партия, при явном лидере, состоит не из безликой массы, а из таких же маленьких лимоновых. Они убеждены в том, что делают, и верят, что, если все отобрать и поделить, то все будут счастливы. Сейчас их насчитывается от 10 - 12 тыс. (официальная статистика) до 80 тыс. (неофициально). И это хорошо организованная, боевая, готовая к действиям партия. Для того чтобы добиться этого, Лимонов и сделал с самого начала ставку на молодежь. Только она могла столь безоглядно принять идею и со всем энтузиазмом взяться за ее осуществление.
Слабое звено Однако именно с лидером партии и ее молодежным составом связано и наиболее слабое место НБП. Национал-большевистская партия была создана Эдуардом Лимоновым и Александром Дугиным в 1994 году и первое время пользовалась симпатиями со стороны творческой интеллигенции. Авангардно-хулиганская эстетика Эдички вызывала интерес, и в партии состояли даже такие культовые персонажи, как Сергей Курехин и Егор Летов. Более осторожно высказался Михаил Шемякин, но и он нового образа Эдички не отверг: «Мне кажется, что Лимонову все до фени. Кроме себя. Он очень талантлив. Внутри очень одинок. Он проник в гущу интереснейших событий... Но я мало верю в то, что Лимонов – приверженец какой-либо политической идеи. Разумный, циничный, саркастичный человек...» Со временем эстетику вытесняет чисто политическая деятельность. Лимонов баллотируется в Государственную Думу, поддерживает ввод войск в Чечню, предлагает Ельцину опереться на НБП, участвует в акциях наравне с рядовыми членами партии. Однако все изменилось, после того как Эдуард Вениаминович побывал в тюрьме. Его арестовали в 2001 году по обвинению в «приготовлении к терроризму», «покушении на создание незаконных вооруженных формирований» и «незаконном приобретении, хранении, перевозке огнестрельного оружия и боеприпасов». В Лефортове он написал: «Тюрьма – это репетиция смерти. Как с высокой вершины, открываются мощные виды на человечество, копающееся на своих мерзлых и жалких нивах. Тюрьма дает право на величие». Но, возможно, от этого вдруг обретенного «права на величие» Лимонов после выхода на свободу перестает лично участвовать в акциях НБП в то время как они, эти акции, становятся только более провокационными. Из зурабовского кабинета национал-большевиков отправили прямиком в тюрьму. А их лидер, окруженный охраной, раздавал интервью на тему лагерей, в которых молодые люди еще больше научаться ненавидеть существующий в стране режим. «Зубы дракона посеяны, т.е. ребят, которые ненавидят эту систему, уже не выведешь никакой кислотой». Какие зубы? Какой кислотой? Почему надо воспитывать ребят ненавидящими систему? Как они дальше-то будут жить? Что станет с их родными и близкими, пока они будут проводить свои лучшие годы по лагерям и тюрьмам? Одни вопросы. Ответов Эдуард Вениаминович не дает. А ведь в них нуждаются не только сварливые интеллигенты, но и члены его партии.
Нигилизм как пережиток Конечно, молодежь склонна к нигилизму. То, что НБП не регистрируют в Минюсте, а власть воспринимает их акции чересчур серьезно, придает нацболам ореол мученичества и привносит в их повседневную жизнь толику романтизма, которого в реальном мире явно не хватает. Но ведь, как это ни грустно, оставаться всегда молодым пока еще никому не удавалось. Что ответит Лимонов члену своей партии, отсидевшему пять лет и вернувшемуся повзрослевшим? Твой отец поседел, мать постарела, а дедушка с бабушкой не дождались, потому что ты боролся за идею, за справедливость в том ее виде, как ее понимал я, Лимонов, живший все эти годы в тепле и сытости? Как бы сейчас сказали, у молодежи это, возможно, и прокатило бы, у взрослого и опытного человека – нет.
|