Ближний и Средний Восток находятся на пороге тектонических сдвигов в политике. В противостоянии между Ираном и США, которое длится уже 27 лет, и в конфликте вокруг иранской атомной программы наметились принципиальные изменения. Это стало очевидно после того, как пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия, преодолев глубокие разногласия, согласовали пакет предложений Ирану.
О его содержании официально не объявлено, чтобы не мешать работе дипломатов. Однако некоторые заявления, имеющиеся утечки информации и умеренная реакция Ирана, который в последние полгода обычно с порога отвергал любые жесты в его сторону, позволяют если не с оптимизмом смотреть на возможность выхода из нынешней спирали кризиса, то заметить существенные перемены в подходе сторон к делу.
Главным, пожалуй, стало то, что США заявили о готовности к прямым переговором с Ираном по атомной тематике вместе с другими странами, которые эти контакты с ним имеют. После 27 лет тотального игнорирования друг друга и американских экономических санкций против Ирана, такая готовность, даже с оговорками, звучит революционно.
Газета "Нью-Йорк таймс" рассказала в подробностях, как госсекретарь США Кондолиза Райс не так давно за ужином в Белом доме убеждала президента Джорджа Буша, что иного выхода нет. Иначе при сохранении прежней прямолинейной линии Вашингтона по отношению к Тегерану антииранский альянс разваливается, а военные удары по Ирану или попытка привлечь более широкий круг стран к экономическим санкциям против этой страны не остановят ее, если она действительно работает над созданием ядерного оружия. При этом последствия таких действий для региона и мира могут быть весьма плачевными.
Еще одно принципиальное новшество в подходе США и их западноевропейских союзников к Ирану официально не подтверждено и известно только со слов анонимных должностных лиц. Оно состоит в том, что после переговоров с Ираном и поения международных гарантий об отсутствии у него военной составляющей в мирной атомной программе, международное сообщество может согласиться с обогащением урана на иранской территория для нужд атомной энергетики страны.
Если добавить к этому некие предложения по экономической и технологической помощи отчаянно нуждающемуся в этом иранскому правительству или угрозу дружных санкций в случае отказа Ирана от переговоров и приостановки обогащения урана, то внимательное молчание Тегерана понятно. Там все взвешивают и готовят ответ.
Сейчас трудно сказать, какое решение будет принято, каково соотношение сил в иранском руководстве, какие задачи преследуют различные его группы. Принято считать, будто в Тегеране есть некие голуби, которые хотят диалога и укрепления режима во главе с шиитским духовенством, и некие ястребы, будто бы стремящиеся к тому же, но через конфронтацию и сплочение нации в борьбе с внешним врагом.
Можно предположить следующий сценарий. Иран постарается развивать и дальше атомную программу, но реально не создавать атомное оружие (обеспечивая постепенно техническую и научную возможность сделать это в случае необходимости), обеспечить приток капиталов, технологий и выйти из существенной международной изоляции, а также закрепиться в качестве ближневосточной сверхдержавы. Последнее возможно через упрочение уз с правящим в новом Ираке шиитским большинством, с соседней Сирией и через мощные рычаги шиитских группировок в Ливане, одновременно через налаживание связей с доселе враждебным Пакистаном и далее на восток – с не враждебной Индией. Последнее возможно с помощью газа: готовится строительства гигантского газопровода из Ирана через Пакистан в Индию и, возможно, потом в Китай. Под все это необходимо получить американские гарантии безопасности в обмен на уступки в атомном досье, пусть после длительных торгов.
Если эта интуитивная догадка правильна, то главным победителем в войне США против Саддама Хусейна станет ненавистный Вашингтону Иран. Одновременно откроется новый фронт противостояния на Ближнем Востоке – между окрепшим шиитским Ираном и всегда подозрительно относившимся к нему суннитским арабским миром. Впрочем, нет ничего более неблагодарного, чем прогнозы…