В экономике продолжают усиливаться опасные тенденции
Статистика никогда не бывает абсолютно точной. Последние годы Росстат вызывает новые нарекания – начиная с маниакального, несмотря на протесты даже официальных аналитиков, включение в доходы населения средств, полученных от продажи валюты (то есть от перевода сбережений из валютной формы в рублевую) и кончая вероятным серьезным занижением инфляции (и, соответственно, завышением темпа роста всех стоимо-стных показателей).Однако, даже с учетом этого, экономи-ческое улучшение бесспорно. Страна научилась, наконец «переваривать» хотя бы часть поступающих в нее нефтедолларов и, несмотря на прекра-щение удорожания нефти, в 2006 году показатели развития заметно улучшились. Эта тенденция в целом сохранится и в следующем, 2007 году.
В результате по сравнению с серединой 90-х (причем восстановление во второй половине 90-х, омраченных дефолтом, было незначительным) отставание по объемам промышленного производства от уровня 1990 года будет сокращено с более чем двух раз до 17%, по объемам инвестиций – с 4 до 2 раз, по объемам экономики в целом – с почти двух раз до нуля.
Роль государства в этом будет минимальной, но этим 2007 год не будет отличаться от предшествующих. Многочисленные внутренние диспропорции экономики и социальной сферы (вплоть до нехватки рабочей силы, способной хоть на какую-то деятельность) будут нарастать, однако в 2007 году эти процессы еще не примут сколько-нибудь значимых масштабов. Несмотря на свой «предвыборный» характер и нерешенность «проблемы-2008», с точки зрения социально-экономического развития это будет относительно спокойный год. И даже обещанные энергетиками отключения (в Москве - при минус 18 градусах, что создает потенциальную угрозу и для других, менее политически значимых городов) либо не случатся, либо будут незаметными не только этой, но и следующей зи-мой.
Однако в 2007 году проявятся некоторые новые трудности, которые еще не успеют испортить макроэкономическую статистику, но уже повлияют на повседневную жизнь субъектов экономики.
Прежде всего, сокращение притока валюты в страну вступит в драматическое противоречие с продолжающимся ростом коррупционных аппетитов. Грубо говоря, от относительно комфортного «раздела» постоян-но расширяющегося «пирога» предназначенных для взяток денег взяткополучатели вынуждены будут перейти к болезненному «переделу» уже сложившегося коррупционного рынка. Этот «передел» выльется, хотя и не в Первую мировую войну, но в обострение борьбы сложившихся властных группировок, обоюдоострым оружием в которой будут вспыхивающие и гаснущие кампании по «борьбе с коррупцией». Ситуация будет усугублена грызней двух «партий власти», поскольку представители каждой слишком хорошо осведомлены о моральной чистоте своих оппонентов. Понятно, что современный бизнес, в значительной степени привязанный к государству не только официальным, но и вынужденно неофициальным партнерством, испытает в результате этого ощутимое дестабилизирующее влияние.
Второй серьезной проблемой станет нехватка газа, вызванная дли-тельным пренебрежением освоением новых месторождений при принятии «Газпромом» новых экспортных обязательств. В 2005-2006 годах проблема решалась сокращением поставок газа на постсоветское пространство, но с 2007 года этого ресурса экономии будет уже недостаточно, и начнется ог-раничение его потребления и собственно российскими потребителями.
Из-за предстоящих выборов рост цен на газ в 2007 году будет еще умеренным, поэтому возможно более энергичное применение таких неценовых средств ограничения потребления, как ужесточение лимитов и повышение платы за «сверхлимитный» газ.
Существенно и то, что утрата в результате реформирования электроэнергетики управляемости отрасли создало в ней целый ряд «узких мест», важнейшим из которых является недостаточная развитость сетевого хозяйства. Вместо политически опасного установления финансово-экономической прозрачности отрасли государство предпочло капитулировать перед ее монополиями (в первую очередь РАО «ЕЭС России», но также «Росэнергоатомом») и пойти на рез-кое ускорение роста тарифов на электроэнергию.
Результатом ускорения роста цен на газ и тарифов на электроэнергию станет общее увеличение темпов инфляции, что ухудшит положение населения и окажет не только непосредственное, но и негативное психологическое воздействие на субъекты рынка, в первую очередь иностранных, всерьез относящихся к официальным показателям уровня инфляции.
Вме-сте с тем в 2007 году это воздействие еще в полной мере не проявится. Фондовый рынок, вероятно, прекратит рост в преддверии выборов, однако приток прямых иностранных инвестиций продолжится. Частный российский бизнес будет по-прежнему выдавливаться с рынка расширением, с одной стороны, присутствия государственных структур и бизнес-структур, контролируемых представителями государства, а с другой – приходом крупных международных корпораций. Это будет вести к снижению уровня конкуренции, и создавать предпосылки для снижения эффективности российской экономики в последующие годы.
Наконец, серьезной трудностью станет сокращение роста экспорта на фоне продолжающегося роста импорта. Не угрожая прямо стабильности валютного рынка (рост золотовалютных резервов продолжится, хотя и меньшими темпами), эта перемена тенденции потребует изменения ключевых механизмов денежной политики. Ведь сегодня денежная масса эмитируется только в ходе скупки Банком России чистого притока валюты в страну, и замедление это-го притока при сохранении механизма эмиссии приведет к резкому ужесточению финансовой политики, опасное прежде всего для банковской системы. Изменение же механизма эмиссии создаст если и не угрозу ускорения инфляции, то, во всяком случае, призрак такой угрозы, который может испугать государство и не позволить ему своевременно осуществить необходимые изменения.
Таким образом, 2007 год при всем свое внешнем благополучии станет годом нарастания внутренних напряжений, которые с высокой степенью вероятности проявятся в последующие годы.
Автор - председатель президиума – научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук