Не стоит ждать какого-то существенного оживления интеграционных процессов на постсоветском пространстве в приближающемся 2007 году. В связи с начинающейся в России предвыборной президентской компанией наши партнеры по СНГ не будут проявлять активность в данном направлении. Все будут ждать их итогов. А вот чего я не исключаю, так это того, что Россия сама может выступить с какими-то инициативами, чтобы поднять рейтинг действующей власти. Все эти инициативы будут носить больше пиаровский характер и укладываться в русло углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Тут надо понимать, что к реальной интеграции российская властная элита сегодня просто не готова, как, впрочем, украинская и белорусская. Но, учитывая, что идея очень популярна в народе, она будет активно разыгрываться, и в общественное сознание будут вбрасываться какие-то проекты, в том числе в рамках создания Союзного государства Россия – Беларусь. Это наиболее вероятное направление, так как здесь, в отличие от других, заложен хоть какой-то фундамент. Однако питать особых иллюзий на сей счет тоже не стоит до реальных дел вряд ли дойдет.
На украинском направлении на прогресс стоит рассчитывать еще меньше. Единственное что может быть - Россия, возможно, что-то попытается решить относительно взаимоотношений Украины с НАТО. Происходить это будет в формате общеукраинского референдума по этому поводу, результаты которого в настоящее время предсказуемы. Я думаю, что Кремль будет стремиться использовать в этом плане все имеющиеся в его распоряжении традиционные методы, включая дипломатические каналы, используя экономические рычаги влияния, я бы не называл это давлением. Все это будет работать на то, чтобы подталкивать Украину к проведению референдума об отношении к НАТО. Полагаю, что достижение желаемого вполне возможно. И хоть это кажется вопросом внутриукраинским, на самом деле, если это событие произойдет, оно окажет серьезное влияние на все страны СНГ.
Надо трезво оценивать роль самого Содружества. Сегодня это скорее клуб президентов ряда стран бывшего СССР, в рамках которого они никогда ни о чем не смогут договориться. При наличии всех тех проблем и противоречий, которые имеются в настоящее время в СНГ, добиться принятия решения на основе консенсуса невозможно.
Поэтому я предлагаю переходить на двусторонние, ну может, трехсторонние договоренности. Пока ситуация такова, что по экономическим и иным вопросам взаимодействия на пространстве СНГ могут договориться две, максимум три страны. К примеру, Россия, Украина и Казахстан. При этом все говорят о необходимости общей интеграции и объединения, но при этом каждый держит фигу в кармане, стремиться поиспользовать других в собственных интересах.
Тот же Казахстан. Он тоже только на словах выступает за интеграцию, хотя и делает это активнее многих других. Но интеграционные призывы, исходящие от президента этой страны, на мой взгляд, тот же PR. Реально он не согласится на создание какой-то наднациональной организации, будет до последнего держаться за свой суверенитет. И это объективно - Казахстан вполне самодостаточная страна. У них нет необходимости использовать Россию в качестве поставщика сырья. А иного серьезного основания для интеграции пока нет.
К моему депутатскому округу приписаны граждане России, проживающие в Казахстане, в том числе на Байконуре. Из разговоров с ними у меня складывается достаточно настороженное отношение в фигуре Назарбаева и тем инициативам, которые он проявляет. Он мягко стелет, да жестко спать. Не смотря на то, что есть договор об аренде Байконура на 50 лет, постоянно идет такая мягкая экспансия на этот город, включая создание параллельных структур власти. Осторожно, но настойчиво идет наше вытеснение оттуда. Как мне кажется, Назарбаев боится русского фактора, особенно на севере республики. А если реально пойдут какие-то интеграционные процессы, то начнется оживление русского вопроса. В этом казахский лидер, понятно, не заинтересован. Вот и делайте выводы.
На Прибалтийском направлении вообще ничего хорошего ждать не следует. Будет четко выдерживаться линия конфронтация с Россией, потому что Прибалтике для того, чтобы получить какие-то экономические и финансовые вливания, нужно постоянно показывать Западу, что они находятся под угрозой огромной России, которая вот-вот их раздавит. И они это добросовестно делают, периодически провоцируя нашу страну для поддержания собственного реноме. Причем это в равной степени относится ко всем трем прибалтийским республикам. Существенной разницы здесь нет. Реально при всех противоречиях между собой, а они существуют и немалые – те же торговые войны, в отношении России прибалты выступают единым фронтом. Они всерьез намерены требовать от нас ратификации энергетической хартии. Они кровно заинтересованы в безальтернативном транзите российских нефти и газа через свою территорию. Поэтому сообща будут пытаться торпедировать наш план провести газопровод по дну Балтийского моря. И выходки вроде сноса памятников советским воинам, территориальные претензии тоже звенья одной общей цепи.
Я думаю, если бы Россия начала проводить в отношении прибалтийских республик жесткую политику по грузинскому варианту, то их пыл бы довольно быстро остудился. Посмотрите, как поставили Грузию на место. Впервые за 15 лет проявили характер и заставили себя уважать. Тот же Саакашвили, как бы он ненавидел Россию, сразу остепенился и повел разговор с нашей страной совсем в ином тоне. Наши действия напугали даже его западных хозяев. Именно они одернули зарвавшегося грузинского президента. И он стал изображать из себя человека, который хочет помириться с Россией.
Но особых изменений в 2007-м году на российско-грузинском направлении я не предвижу. Полагаю, что Россия будет держать в подвешенном состоянии вопрос с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Поскольку такие действия отсрочивают вопрос по поводу вступления нашего южного соседа в НАТО. Обратите внимание, со стороны руководства альянса последовали официальные заявления: пока Грузия не урегулирует мирным путем свои территориальные проблемы, о вступлении в НАТО она может забыть. Получается, что если Россия признает республики и они уходят, то Грузия сбрасывает эту проблему и идет в НАТО. Вряд ли это в наших интересах. Тут лучше потянуть и, мне кажется, российское руководство именно так и будет поступать.
Автор - депутат Государственной Думы РФ