22 декабря в «Галерее на Солянке» открылась первая крупная персональная выставка Светозара Русакова
Веселый, полный обаяния и доброты человек, Лауреат Государственной премии СССР Светозар Кузьмич Русаков, был щедро одарен от природы. К примеру, мог бы стать неплохим поэтом. Но сколько себя помнил, рисовал. Всегда и везде, всем и на всём. Первые уроки профессионального мастерства получил в изостудии Центрального городского дома пионеров в переулке Стопани. Поступлению в художественную школу помешала война. С декабря 1942 по ноябрь 1946 служил в армии, воевал на Третьем Белорусском и Втором Украинском фронтах. Пехотинец, артразведчик противотанкового дивизиона, был ранен, контужен. За ратные подвиги награжден орденами и медалями. С карандашом и блокнотом не расставался и на фронте, а после демобилизации наконец смог посвятить себя любимому делу. С отличием закончил Художественно-промышленное училище им. Калинина, потом – и тоже с отличием! - художественное отделение ВГИКа. С 1957 по 1989 г. работал художником-постановщиком на студии «Союзмультфильм».
На «Союзмультфильме» сделано им 34 мультфильма и 13 сатирических анимационных новелл для «Фитиля». Фильмы, в создании которых Русаков принимал участие, прошли испытание временем, достаточно назвать «Приключения Буратино», где работал в паре с П. Репкиным, сверхдинамичные «Шайбу! Шайбу!!», «Чиполлино», «Необыкновенный матч». Работал он с известными режиссерами И. Ивановым-Вано, Д. Бабиченко, Б. Дежкиным, но самый длительный творческий союз получился у Русакова с Вячеславом Котеночкиным. Первой их большой совместной работой была сделанная на фольклорной основе, решенная художником в стиле народного лубка картина «Межа». Техника менялась в зависимости от снимаемого материала. И если герои «Фальшивой ноты» звучали забавно и гротесково, то «Он попался!» отличался мягким живописным письмом.
С 1969 по 1986 г. художник работал над ставшим в нашей стране культовым сериалом «Ну, погоди!». Русаков – художник постановщик 1 – 16-й серий фильма, отец Волка и Зайца. В его архиве сохранился принятый худсоветом эскиз Волка, сделанный в ходе подготовки к съемкам, но Светозар Кузьмич рассказывал, что впервые своего Волка он встретил в 1941 году в Новосибирске: местный парень, полный презрения к эвакуированным, лез за билетом в кассу кинотеатра без очереди. Спустя много лет запомнившийся наглый тип попал на экран. На экран просочились и другие житейские мелочи. Помните, в одной из серий Волк щеголяет в трусах, разрисованных ромашками? Тогда в стране было трудно «с мануфактурой», и приятель-дипкурьер привез Русакову из заграницы подарок – забавное белье, а художник отдал пижонский прикид своему персонажу.
Успех фильма не изменил привычки Светозара Кузьмича, он по-прежнему предпочитал работать в мастерской, а не мелькать на презентациях, на телевидении. Хотя, разумеется, стать в качестве художника-постановщика сериала лауреатом Госпремии (ее творческая группа получила в 1988-м), было лестно.
В экспозиции «Галереи на Солянке» анимации посвящен большой раздел. Дети, кроме того, смогут посмотреть на телеэкране отрывки из любимых мультиков своих родителей и редкие кадры, в которых запечатлен сам художник.
Но не анимацией интересна экспозиция. «Галерея на Солянке» впервые представляет широкой публике Русакова как художника-станковиста. Даже для коллег-художников стал открытием огромный массив русаковских работ, с кино не связанных, хранившихся в мастерской и прежде знакомых только друзьям. Демонстрируется лишь малая толика созданного Светозаром Кузьмичом, его наследие на порядки больше увидевшего свет. Идея персональной выставки вынашивалась давно, но при жизни персонально выставился по сути лишь однажды – это была экспозиция в Государственном биологическом музее им. Тимирязева по случаю 80-летия Русакова. Она, увы, была незаслуженно мала и кратковременна.
Русаков хотел свою выставку назвать «Помимо» - мечтал показать то, что к анимации не относилось. Знакомые с некиношной стороной его творчества спрашивали: «А в анимации настоящий Русаков есть?» Отвечал просто: «Есть, но не весь». Цену себе знал. Попав во Францию, ходил по музеям, вернисажам, толкался среди собратьев по профессии на Монмартре. Пришел к выводу: «Многие работают лучше меня. Многие – хуже. Так, как я, - никто».
Действительно, так, как он, - никто. Экспозицию открывают фронтовые рисунки, портреты тех, кто шел рядом с ним по дорогам войны. Вглядитесь в эти лица. Сегодня еще он был рядом, а завтра… Видно, долгом своим почитал молодой художник остановить мгновение и сохранить память о защитниках Отечества.
Перед нами следуют разные техники и жанры. Автопортреты. Глаза на них написаны так, что будто наблюдают за тобой, с какой бы точки ты их не рассматривал. Портреты из серии «Жильцы коммунальной квартиры». Присутствовавшие на вернисаже художники сравнивали их с великими Гойей и Домье. Пронзительный, через сердце пропущенный библейский и вакхический античный циклы. Потрясающие работы тушью – «Паганини», «Маэстро», «Дирижер», «Пан», «Гитарист» - движение передано так, что фигуры кажутся живыми, даже музыка слышна. Исчезающие рыбацкие деревеньки Русского Севера. Суровый быт, суровая природа. Создается такой эффект присутствия, что забываешь, что находишься в центре Москвы, а не рядом с Архангельском.
Рассказывать живопись – задача неблагодарная. Надо смотреть самому, пока есть такая возможность – выставка рассчитана на месяц. Хочется надеяться, что экспозиция в «Галерее на Солянке» - лишь начало нашего знакомства и познания наследия Мастера, интереснейшего русского художника Светозара Русакова.
|