Предстоящие выборы ощутимо увеличили вложения в «человеческий капитал». Благо доходы позволяют
То, как будут жить россияне в 2007 году, в немалой степени зависит от содержания и исполнения бюджета страны. За его исполнение отвечают, как известно, органы исполнительной власти. А вот содержание главного финансового документа страны на следующий год окончательно определилось в стенах Государственной Думы РФ. Причем на этот раз депутаты приняли его раньше привычных сроков. Чем это было вызвано, а также об особенностях и основных характеристиках нового финансового документа мы попросили рассказать нашим читателям председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрия ВАСИЛЬЕВА.
- В этом году работа над бюджетом завершилась раньше привычных сроков. Чем вызвана необходимость такого ускоренного «прочтения» законопроекта?
- Изменения в графике связаны с пожеланиями руководства страны. По мнению экспертов, принятие его почти в канун Нового года отрицательно сказывается на распределении финансовых потоков в государстве. Нередко это становится причиной нереализованных планов и программ, так как, правительство не успевает подготовить необходимые распоряжения. В результате деньги поступают по назначению с опозданием. В итоге - страдают экономика и социальное благополучие людей. Вот почему на этот раз мы рассматривали документ в заключительном чтении не 7 декабря, как в прошлом году, а 24 ноября.
- В СМИ прошла информация, что в этом году Госдума принимала закон о бюджете в четырех чтениях в последний раз. Это действительно так?
- Законодатели намерены реализовать озвученные президентом в бюджетном послании рекомендации и перейти в следующем году к трехступенчатой системе. Проект не годового, а трехлетнего бюджета на 2008 - 2010 годы планируется внести в Госдуму в конце апреля 2007 года. Работать над ним начнем в феврале - марте. А принять его предполагается не в конце года, а уже в июле. Это позволит не только эффективнее реализовать инвестиционные проекты в регионах, но и даст возможность осуществлять бюджетное планирование стратегически, ориентируясь на конечный результат.
При этом, это хочу особо подчеркнуть, новый трехлетний формат бюджета не умаляет возможностей президента и парламента вносить поправки внутри каждого годового плана. Так что бюджет-2007 в этом отношении можно считать как переходный этап к бюджетостроению нового качества.
- Правда ли, что парламентарии участвовали в формировании фундамента нового бюджета еще до внесения его проекта в Госдуму, так сказать, в нулевом чтении?
- Да. Это так. Работа над формированием бюджета на 2007 год началась задолго до официальных сроков его прохождения в Госдуме. Наша фракция «Единая Россия» уже с середины года пыталась в нулевом чтении определить его главные направления, нацеленные на реализацию действенных стратегических проектов, способных решить задачи повышения благосостояния россиян, роста экономики и инвестиционной привлекательности страны. Эту направленность мы пытались выдержать до конца, и полагаю, нам удалось воплотить замыслы и планы в конечном виде документа.
Как известно, доходы бюджета на 2007 год составили 6965,3 млрд. рублей, расходы – 5463,5 млрд. рублей, профицит – 1501,8 млрд. рублей. Это самый большой бюджет в России за последнее десятилетие. Для сравнения скажу: объем расходной части бюджета 2006 года был чуть более четырех триллионов, а в 2005 году сумма расходов и вовсе едва перевалила за три триллиона.
В этот раз только в ходе нулевого чтения было дополнительно выделено на решение социальных проблем более 120 млрд. рублей.
- И все же, какой, по-вашему, получился бюджет: социально-ориентированный или стратегических проектов? Некоторые крайне критически настроенные аналитики его вообще называют «милитаристским»…
- Еще в первом чтении мы утвердили концепцию бюджетной политики на будущий год, которая направлена на повышение уровня жизни населения и поддержку экономического роста, обеспечение национальной безопасности. Тут надо понимать, что мы просто вынуждены много тратить на оборону и безопасность, и в этом заключается специфика России, в отличие от таких стран, как Норвегия или Люксембург, для которых не стоит остро проблема защиты собственного суверенитета. И тем не менее, я считаю, что главным достижением принятого бюджета можно считать значительное увеличение расходов в области строительства инфраструктуры и поддержки малого бизнеса, что должно придать новый импульс развитию экономики. Расходы инвестиционного характера, закладывающие фундамент будущего экономического прогресса, характеризуют бюджет стратегических направлений. Их объем составит 508,4 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем было запланировано в 2006 году.
Такой рост связан с запуском новых федеральных целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства. То есть намечены пути взаимовыгодного сотрудничества между государственными и частными кампаниями, стимулирование про-мышленного развития на базе рыночных инструментов.
Параметры нового бюджета имеют значительный запас прочности, вполне достаточный для эффективного решения в предстоящем году важнейших социально-экономических задач. Если раньше, формируя бюджет, мы думали о дне сегодняшнем, то нынешний главный финансовый документ позволяет нам строить основы будущей жизни, дает людям уверенность в дне завтрашнем. Не случайно к четырем основным национальным проектам в следующем году добавится пятый, направленный на улучшение демографии в стране. В ходе работы над документом во втором чтении было дополнительно перераспределено, за счет снятия средств из раздела "Общегосударственные вопросы", 30 миллиардов рублей на решение исключительно социальных вопросов. В третьем чтении более 16 миллиардов рублей удалось дополнительно распределить в пользу региональных бюджетов.
Также удалось перенести остатки нереализованных в 2006 году средств по национальным проектам на следующий финансовый год. Особо хочу обратить внимание, что предусматривается более 160 млрд. рублей дополнительно направить на увеличение расходов по национальным проектам - на образование, здоровье и жилье, демографию, сельское хозяйство. Согласитесь, это серьезная прибавка.
Так что принятый бюджет можно считать и социально-ориентированным, и стратегическим, открытым для инновационных проектов. А вот с определением «милитаристский» не могу согласиться. На эту сферу выделено столько средств, сколько требует безопасность страны и сколько она может себе позволить потратить на эти цели. Россия никому не собирается угрожать, но собственную оборону должна содержат на современном уровне.
- То есть бюджет получился оптимальным, удовлетворяющим интересы всех основных отраслей жизни страны?
- Для бюджета 2007 года в принципе уже не столь актуален вопрос, достаточно ли денег выделено на те или иные статьи расходов. Деньги в бюджете есть. Главное - создать механизм для того, чтобы средства не только дошли по назначению, но и были эффективно использованы. Мы должны руководствоваться жестким реализмом и государственным подходом в решении всех вопросов бюджетного строительства, начиная от цены солдатского пайка и кончая реализацией крупномасштабных проектов строительства дорог и технопарков.
- А регионы в плане финансового обеспечения в 2007 году не будут обижены?
- В одиннадцатом разделе структуры расходов бюджета, кото-рый называется «Межбюджетные трансферты», указана величина расходов на поддержку регионов. Их объем составляет более 1,8 триллиона рублей. Цифра на первый взгляд вну-шительная, но все-таки, по моему мнению, недостаточная для удовлетворения потребностей регионов. Поэтому чтобы эти деньги заработали эффективно, в наступающем году будет опробована новая методика, направленная на стимулирование регионов самостоятельно развивать свою экономику. В бюджете заложены финансовые возможности, способные заинтересовывать субъекты Российской Федерации активно развивать свою инфраструктуру и производство, а не ждать дотаций из центра. Ведь бюджетные средства должны стать не только серьезным стимулом развития отрасли, но и создать реальные предпосылки для ускорения темпов экономического роста регионов и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Понятно, что руководителям на местах лучше известно, что надлежит строить и ремонтировать. Дело федерального центра - выделить им необходимый финансовый ресурс, а они сами распределят его по назначению, разберутся, какую школу или больницу строить. Но за эти решения должна быть персональная ответственность.
Вообще предусмотрено дополнительное увеличение Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 9,1 млрд, рублей. Их распределение осуществлено с учетом поощрения регионов, достигших за последние три года роста налоговых и неналоговых доходов, сокращение кредиторской задолженности темпами, превышающими среднероссийский уровень.
- Не раз слышал во время обсуждения бюджета о так называемых инвестициях в человека? Не слишком ли это абстрактное понятие?
- Законодатели «Единой России» при работе над бюджетом руководствовались целью повысить качество жизни людей и масштабы вложения средств в так называемый «человеческий капитал». Понятие «человеческий капитал» - это сложный, многозначный термин, включающий в себя и качество образования, и качество здоровья, и качество жилья, уровень благосостояния, качество питания, качество культурного воспитания. В это емкое понятие входит и комфортная инфраструктура социального обслуживания, и хорошие дороги, и надежный сервис информационных систем и так далее. Перечисленные компоненты качества жизни включены в национальные проекты. Из всех этих жизненных составляющих строится нравственный аспект, психологическая мотивация к труду личности. В этом плане «человеческий капитал», говоря языком финансистов, самая надежная «валюта», единственная в своем роде, которая не поддается инфляции. Со временем этот капитал только увеличи-вается, многократно совершенствуя общество.
Задача законодателей - сделать все, чтобы содействовать данному процессу.
|