- призывает профессор-исламист
Асеф Баят - научный директор Международного института исследований ислама в современном мире (ISIM), профессор Лейденского университета (Нидерланды) – приехал в Москву в середине июня. Его лекция на тему «Ислам, исламизм и диалоги о культуре в Европе», прошедшая в рамках «Русских чтений», должна была ответить на главный вопрос: какое будущее ждет христианскую Европу, население которой активно пополняется эмигрантами из мусульманских стран?
Судьба самого Асефа Баята типична для многих «новых европейцев». Он родился в Тегеране. Образование получил в Европе. Живет в Нидерландах. Однако связей с родиной и ее культурой не утратил. Более того, именно проблемам существования ислама в современном мире он посвятил свою научную деятельность. Некоторыми ее результатами он и поделился в ходе своего московского выступления.
Картина получилась весьма драматичная. «Сегодня в Европе царит паника, - заявил ученый, - здесь возник страх перед исламом. Это учение рассматривается, как угроза либеральным ценностям и всей европейской культуре, как таковой».
Еще 20 - 30 лет назад в тех же Нидерландах разнообразие культур воспринималась населением страны, как нечто положительное. Все были уверены, что мусульмане, приехавшие сюда работать, вскоре вернутся назад в свои страны. Когда оказалось, что это совсем не так, настроения изменились.
В ходе опроса общественного мнения, который проводился в Нидерландах в 2005 году, каждый третий житель страны заявил, что не любит, не знает и не хочет ничего знать о мусульманах и исламе. А ведь речь идет о стране, которая считается эталоном толерантности и терпимости. Неудивительно, что в других государствах Евросоюза обстановка еще более напряженная.
«Это элементарное невежество, - считает профессор Баят, - европейцам нужно осознать, что глобализация – это не только перемещение капиталов и товаров, но и перемещение людей. Европа меняется. Она уже стала многоэтническим континентом, хотя и отказывается это признать. Сегодня здесь существуют различные культуры, традиции, этнические и религиозные группы. А значит – должно быть место для минаретов и хиджабов».
Исламское население, которое коренные жители континента воспринимают, как нечто единое, на самом деле весьма неоднородно. Профессор Баят условно делит его на три основные группы.
Самая малочисленная из них – экстремистски настроенная молодежь. Как считает Асеф Баят, исламские радикалы вовсе не являются традиционалистами. Наоборот, они уходят от многовекового исламского уклада, откалываются от культуры своих стран, обретая новую – «глобализационную» форму мусульманства, формированию которой в немалой степени способствуют многочисленные СМИ – от CNN до канала «Аль-Джазира».
В отличие от них, большинство мусульман сумело экономически интегрироваться в европейское общество. Однако в частной жизни продолжают оставаться приверженцами своих традиций и культуры. Чаще всего они предпочитают жить культурно обособленными общинами. Сами по себе эти люди не представляют никакой угрозы для окружающих, но их образ жизни и мировоззрение часто приходят в противоречие с традиционными европейскими ценностями. Это и становится причиной конфликтов.
Наконец, третью группу составляют иммигранты, полностью интегрированные в европейскую цивилизацию. Как в экономическом, так и в культурном плане. «К сожалению, коренные жители Европейского континента, - посетовал профессор, - часто не понимают этих различий, определяя всех одним понятием – мусульмане».
Современный ислам, как идеология, тоже не является чем-то монолитным. По мнению профессора, существуют по меньшей мере четыре направления современного исламизма. Первое исповедуют те, кто непременно желает создания исламского государства. Иными словами, ставит во главу угла политические цели.
Вторых профессор определил как выразителей «постисламского движения» модернистов, стремящихся соединить секулярное и демократическое государство с религиозными ценностями.
Третье направление абсолютно не политическое, а скорее «чувственное». Его приверженцы делают упор на исламские атрибуты повседневной жизни - одежду, еду, праздничные ритуалы. Они прежде всего стремятся получить от ислама моральную опору и душевное спокойствие. Но без каких-либо эксцессов.
Наконец, четвертые будто сошли с голливудских экранов - им «просто нравится насилие». Они транснациональны, им «важен процесс, а не результат». У них нет социальных программ, их единственная цель - джихад. Как утверждает Асеф Баят, подобных радикалов в Европе совсем немного. Впрочем, представители титульных европейских наций предпочитают не вдаваться в подобные подробности.
«Европа начинает ощущать себя единой в противостоянии с исламом, - с горечью констатировал профессор. – Антиисламизм сегодня – это клей, соединяющий европейские народы».
Излишне говорить, что Асеф Баят считает такую позицию абсолютно бесперспективной. Более того, он уверен, что массам исламских эмигрантов в Европе «необходимо помочь экономически интегрироваться».
«Мусульманам нужно научиться жить в европейском обществе. А европейцы должны смириться с приходом ислама на их континент. Иного пути не существует», - таким оказался в итоге главный вывод нидерландского профессора иранского происхождения Асефа Баята. Насколько пророческими окажутся его слова, покажет будущее.
|