Интересы страны сдаются в угоду интересам бизнеса
Становится уже традицией, что под очередной Новый год самой активной внешнеполитической силой у нас становится «Газпром». Он до предела обостряет ситуацию в газовой сфере то с Украиной, то с Белоруссией, отбрасывая далеко назад (точнее будет сказать - в сторону) все положительное, что удалось сохранить в отношениях между славянскими народами - великороссами, малороссами и белорусами.
На острие ценовой газовой горячки выходят миллеры и вайн-штоки, выводя ее в фазу острейшего политического кризиса между государствами и народами, подключая к нему Америку и Европу, мобилизуя СМИ и внут-рироссийских ненавистников союза братских славянских народов.
Попытаемся разобраться в ситуации с Белоруссией. И прежде всего ответим на вопрос: случайно ли это она возникла или в ней отразилась логика некоего сценарного плана?
В геополитическом контексте вспомним З. Бжезинского и Г. Киссинджера - «незабвенных» идеологов строительства глобальной империи мировой финансовой олигархии под брэндом «Соединенные Штаты Америки».
Первый еще в начале 90-х вещал, что, мол, «предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции ее народов (православных. - Л.И.) к объединению». Второй, выстраивая «Великую шахматную доску», настойчиво рекомендовал Западу (администрации США в первую голову) сделать все возможное, чтобы оторвать Украину и Белоруссию от России, и тогда последняя превратится из евразийской державы в заурядную азиатскую страну.
В Стратегии национальной безопасности США из года в год прописывается одна из важнейших политических установок - не допустить возникновения где бы то ни было государства, способного бросить вызов Соединенным Штатам. И еще одна тема прочитывается в американских документах - уничтожить даже воспоминание о других моделях государственного устройства, развития и социальной структуры общества, нежели те, которые определяются из Гарварда.
Потому-то с особой жестокостью уничтожались остатки социализма в Югославии, под аплодисменты из Вашингтона расстреливался российский Белый дом в октябре 1993 года, ныне добивается Ирак, где за особость своего курса повешен С. Хуссейн, на очереди Иран, Сирия.
Но вот на удивление многим свою особость и независимость являет Беларусь во главе с А.Г. Лукашенко. Жмет своим курсом, отбрасывая гарвардские лекала развития (а на самом деле деградации), строит социальное государство, единое общество, не разделенное, как в России, на олигар-хат и нищету.
Конгресс США более двух лет назад даже принял специальный закон об изменении (читай -свержении) режима в Белоруссии, а он, этот режим, стоит. Дав-но запрещено западным банкам давать кредиты Лукашенко, а Беларусь наращивает темпы развития, ликвидирует остатки бедности, по качеству жизни и производству первой (и единственной) из постсоветских республик достигла и превзошла уровень 1990 года.
Во внешней политике Минск тоже ведет себя не оглядываясь на Америку.
В военно-стратегическом отношении Беларусь на 600 км врезается в натовское пространство, ломая овальный изгиб антироссийской Балтийско-Черноморской дуги и примыкая вплотную к окруженной НАТО калининградской группировке российских войск. Союзные отношения в военной сфере с Россией образуют единое оборонное пространство двух государств на западном направлении, которое отодвигает натовское давление на российские границы.
То есть и в этом вопросе Минск серьезно мешает Западу в реализации его «миролюбивых» ракетно-бомбовых планов.
А теперь по существу российско-белорусских межгосударственных отношений. Основу их должны составить договоренности и документы, подписанные и принятые в рамках Союзного государства. Но - говорю это с убежденностью - на российском властном олимпе никто всерьез не собирался это самое «союзное» государство строить. Потому-то и нет даже научного фундамента, определяющего и развивающего в теории само понятие «союзное государство» как прецедента в международной практике.
Нет ни концепции, ни технологии (стратегии) последовательного возведения здания такого государства. Есть только набор неких частностей, не вписанных в общий проект, да и самого этого проекта нет. И главное - все годы «строительства» РФ и РБ развивают свои государствообразующие системы и институты в совершенно разных, а порой диаметрально противоположных направлениях. Это касается политической системы, экономической модели, социальной структуры общества, закрепляемых конституциями и законодательными актами.
Еще в начале 90-х годов Г. Киссинджер рекомендовал руководству США оторвать Украину и Белоруссию от России, чтобы превратить ее в заурядную азиатскую страну
Серьезные намерения имеются у российского олигархата. Но он желает не единения, а поглощения РБ с ее нефтеперерабатывающими, высокотехнологичными производствами, а главное - с транспортной инфраструктурой. Но поскольку братья-белорусы сохранились как нация, как единый народ, а не в качестве населения регионов и электората (как в России), то они возжелали иметь свою национальную государственность и экономику. И не желают отдавать на растерзание и разграбление свои ресурсы и территорию, а хотят оставаться хозяевами своей земли и своей судьбы.
Тем не менее, может, и против воли либералов, некоторых позитивных моментов в ходе «строительства» удалось достичь. Во-первых, в области обороны есть серьезные интеграционные результаты. Во-вторых, в экономических отношениях сложилась своеобразная ценовая расчетная структура, близкая к внутренним ценам двух государств. Важнейшими ее составляющими выступают:
- союзные политические отношения,
- взаимные военно-стратегические интересы,
- стремление народов к проживанию в едином государстве.
То есть сложился взаимный ценовой компромисс, выгодный обеим странам.
Беларусь, например, не берет с россиян плату за стратегические объекты России на своей территории (радиолокационный узел системы ПРО «Барановичи», центр связи с атомными подводными лодками «Вилейка»). Не требует оплаты за информацию о воздушной обстановке, за фланговое прикрытие калининградской группировки и т.д. Да и все товары идут в Россию по низким белорусским ценам, ценам производителя.
Но когда Россия вдруг вырывает из общей структуры цен одну составляющую - газовую, рушится вся система. Что и отметили белорусы в своем ответе. И если этот процесс не остановить, обе страны перейдут на европейскую систему цен и, таким образом, мы сами откроем Белоруссию для Европы и одновременно прикроем особый характер отношений к России, поскольку рухнут вышеприведенные структурные составляющие межгосударственной ценовой политики.
Да, в какой-то мере Газпром ухудшит социально-экономическую ситуацию в РБ, может подпортить политические позиции А. Г. Лукашенко, возможно, поспособствует его уходу с поста президента.
Но каковы будут последствия для России после этого?
Можно прогнозировать наиболее вероятный вариант в соседней стране: «оранжевая революция», жесткий антироссийский курс, вступление в НАТО, военные базы альянса под Смоленском, ликвидация РЛУ «Барановичи» (как это было в латвийской Скрунде), утрата Россией последнего своего союзника. Политические, военно-стратегические, экономические и финансовые последствия победы «Газпрома» в войне с Лукашенко описывать не буду, рекомендую посмотреть на Грузию и Украину.
И в заключение - почему же Газпром сегодня определяет государственную политику России в отношении нашего стратегического соседа? Причин несколько, выделю две.
Первая. В России по-прежнему остается сильным влияние проамериканской «пятой колонны» в лице либерал-монетаристов. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на социально-экономический и энергетический блок правительства - он по-прежнему в руках Союза правых сил и его сторонников (лидеры СПС Чубайс и Кириенко возглавляют важнейшие энергетические отрасли).
Далее просматривается простая логическая цепочка: в Вашингтоне формируется, в соответствии с концептуальными взглядами Бжезинского, Киссинджера и К°, политическая стратегия в отношении Минска, российские правые перекладывают ее на практику отношений с Беларусью, Газпром выступает детонатором подрыва союзнических отношений.
Вторая причина. Новогоднее (причем не первое) «поздравление» Газпрома Минску подтверждает вывод о том, что стратегия развития России строится следующим образом: в олигархически-властной среде выдвигается несколько вертикальных холдингов (сырьевых, энергетических, металлургических, конкурентоспособная часть ОПК), вокруг них концентрируется (через избранные банки) основной финансовый капитал, и эти холдинги встраиваются в мировую экономическую систему. Им и только им нужно вступление России в ВТО, чтобы иметь от глобальной олигархии мандат на управление Россией.
А Газпрому для повышения своих активов нужна трубопроводная и иная инфраструктурная сеть Беларуси. И то, что коммерсант Миллер, а не Путин или Фрадков, принимает государственные делегации Беларуси и Украины, определяет государственную политику России, согласованную с Вашингтоном и прикрываемую идеологически-информационной атакой либерально-правой колонны в российской политике, не сулит ничего хорошего российской государственности.
Автор - вице-президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник, с 1996 по 2001 год возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ
|