Сегодня: Суббота, 23 ноября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРОТЕКА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №26
УБЕРИТЕ ГРАБЛИ
В школы может прийти обязательная одиннадцатилетка



Министерство образования и науки России планирует переход к обязательному полному одиннадцатилетнему образованию. Об этом 10 января сообщил Андрей Фурсенко. По словам министра образования и науки, соответствующий закон скоро будет внесен на рассмотрение в Госдуму. «Сейчас этот закон подготовлен, он согласовывается в Правительстве с федеральными органами власти. Эксперимент в Москве уже начался. И, думаю, что если в этом году новый закон будет принят, то постепенный переход может начаться уже на следующий учебный год», - сказал Андрей Фурсенко. «Принятие закона приведет к неминуемым достаточно серьезным изменениям стандартов образования», - заявил министр. Новая инициатива Минобразования вызвала в российском обществе неоднозначную реакцию. Мнения экспертов разошлись. Одни, в целом одобряя инициативу, считают ее несвоевременной. Другие - приводят доводы «против».





Нашу образовательную отрасль постоянно штормит. Новаций за последние два года было предостаточно: от «православия - в школу» до Единого Государственного экзамена. Очередная новация связана с полным общим средним образованием. Однако, никто не поясняет логику введения тех или иных новшеств. И ссылка на то, что Министерство начало реализовывать указания Президента после его встречи в Кремле с выпускниками 2005 года, где он говорил о всеобщем среднем образовании, не выдерживает критики. Потому что глава государства говорил о бесплатности полного среднего образования, а не о тотальности. Это совершенно разные вещи. Это примерно так же, как мы, депутаты Госдумы посылаем запросы в органы управления образованием о нагрузках в школе, а нам отвечают «да-да, мы пересмотрим набор предметов». Речь идет о сокращении количества часов до санитарных норм, а не о пересмотре количества дисциплин. Поэтому если речь идет о бесплатности, то государство обеспечивает полное бесплатное среднее образование. А как учиться: заканчивать ли полностью школу или нет - выбирает ученик. Может быть кто-то отучится девять лет и пойдет работать парикмахером, трактористом. Именно эта проблема сейчас и стала одной из доминирующих. Но система профтехобразования за счет предыдущих инноваций находится в руинах.

В стране в последние годы создали некую моду на высшее образование, все побежали его получать. В результате обесценились дипломы, а в итоге оказалось, что такое количество выпускников с высшим образованием стране не нужно. Нужны выпускники профессионально-технических училищ, чтобы заполнить нишу более или менее возрождающейся экономики.

Это первое: не было и нет у федеральных государственных органов образования четкой стратегии развития отрасли. Тем не менее по образовательному уровню мы в десятке лучших стран мира, что следует из доклада ООН «О развитии человеческого потенциала в России». В этом же докладе есть данные о том, что отсутствие институциональной составляющей отбрасывает наше Отечество почти на шестидесятое место.

Второе. К сожалению, большое количество высших должностных лиц российского правительства проповедует банальный, но четко ими понимаемый путь - мы должны полностью скопировать определенную методу у Запада. Наша страна подписала Болонское соглашение, по которому к 2010 году должны по сути сломать традиционную систему образования России. Разрушить все, без учета специфики и не думая о последствиях. Хотя, в той же Германии или во Франции, подписавших Болонское соглашение, думают прежде всего о национальных приоритетах. А мы просто копируем: в Европе учатся 12-ть лет, значит и наши дети должны 12-ть. Никто не обосновывал. А может нашим детям нужно 13-ть?!

В итоге получается что Федеральные органы образования просто пытаются показать, особенно в предвыборный год свои инициативы. А лучше бы занимались перестройкой отрасли.

Изыскивали деньги на вузовские лаборатории и модернизацию школ, сбивались повышения зарплаты преподавателям, чтобы они не уходили. Создали наконец-то единый электронный банк данных выпускников ВУЗов, что бы на улице не ловили специалистов с поддельными дипломами.

В связи этим, немного о затратной стороне обязательного среднего образования. В Федеральном агенстве по образованию не учитывают, сколько у нас выпускников ВУЗов, получивших образование на бюджетные деньги, не идут работать по профессии. В ряде крупных торговых комплексов число грузчиков с высшим образованием доходит до тридцати процентов. Для этих людей школа могла быть последней инстанцией. Они могли закончить 9 классов и пойти работать. Но они закончили 11 классов, отучились в высшем учебном заведении и все как правило за государственный счет.

В Москве в качестве эксперимента обязательное среднее образование введено с 2005 года. И уже учителя столкнулись с проблемой: есть дети, не справляющиеся с программой. Их тянут по физике, тянут по химии. Потом они идут в ВУЗ, худо-бедно заканчивают его и требуют себе соответствующую работу и зарплату. С этим столкнулись во Франции и Германии. Европейцы стали «белыми воротничками» и вынуждены были стимулировать миграцию. Теперь негде работать коренным жителям. Проблема вылилась в погромы. Но вернемся к России. Спрашивается: зачем зхаставлять человека учиться столько лет если он не будет ученым или деятелем искусства? Он нужен государству в другом месте. Не хватает рабочих рук. Принятие этого законопроекта ведет за собой принятие сопутствующих. Если есть обязательное среднее образование, значит кого-то нужно наказывать за его неполучение. А если человек не может или не хочет учиться? Зачем опять придумывать что-то, что потом как бумеранг пройдет по всем нам: по головам учителей, детей, родителей. Ребенка, который не в состоянии учиться, будут насильно тянуть. Как в семидесятые годы прошлого столетия. Сначала боролись со второгодниками, не знали как с ними быть. Потом поняли, что нужно их отпустить. В ПТУ. И теперь мы наступаем на те же грабли. Ну сколько можно на них наступать?

Если это еще эксперимент, давайте проведем его, подведем итоги, сделаем достоянием общественности. А после обсуждения внесем нужные коррективы, подумаем, что делать дальше и примем выверенные и взвешенные решения с учетом национальных интересов.

Автор - заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке, доктор политических наук, профессор
   
стр.14 // ЧЕРНЫШОВ Алексей
Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap