Россия и Германия: стратегическое партнерство в новых исторических реалиях
Встреча Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель, которая состоялась в Сочи 21 января, по сути дела открыла председательство Германии в ЕС и Большой восьмерке (G-8). Она явилась важным этапом, дающим старт ряду преобразований, которые Германия собирается осуществить в 2007 году. В качестве председателя Совета ЕС Германия намерена заняться широким спектром проблем: от ратификации европейской конституции до энергетической безопасности. Приняв у Владимира Путина эстафету председателя G-8, госпожа Меркель готова начать глобальные дебаты по важнейшим вопросам с партнерами по «Большой восьмерке».
Лейтмотивом российско-германских переговоров стали вопросы сотрудничества в области энергетики. Как известно, российско-белорусский газовый и нефтяной конфликт в очередной раз поднял вопрос о том, насколько надежным партнером является Россия для Запада. По мнению многих немецких политиков и экономистов, после сбоя поставок топлива за границу, Россия проявила себя как ненадежный партнер, не способный договориться со своими соседями. Советский Союз был намного надежнее. Противоположной точки зрения придерживается другая группа политиков, в число которых входит нынешний министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он уверен, что опасаться за энергоснабжение Германии нет никаких причин. Россия наравне со странами ЕС заинтересована в бесперебойных поставках топлива, поскольку ЕС представляет собой огромный рынок сбыта российской продукции. И, кроме того, многие страны ЕС, в том числе Германия, давно преодолели одностороннюю зависимость от поставок, поскольку диверсифицировали свои источники энергии. Так, по его словам, Франция практически полностью зависит от атомной энергии, другие же связаны лишь с одним поставщиком.
В ходе переговоров с президентом России Ангела Меркель подчеркнула важность для стран ЕС стабильных российских поставок и предсказуемости транзита энергоресурсов. Безусловным успехом встречи является то, что стороны сумели разрешить конфликт, возникший вследствие прекращения импорта российской нефти в Европу в связи с остановкой нефтепровода «Дружба». Однако, по мнению большинства берлинских политиков, энергетические отношения с Россией должны, тем не менее, опираться на прочную договорно-правовую основу. Идеальным с точки зрения европейцев является ратификация Россией Европейской энергетической хартии с ее транзитным протоколом. В этом случае российским предприятиям будет проще выйти на европейские рынки конечных потребителей нефти и газа, а европейцы получат право доступа к транзитным трубопроводам в самой России. Однако Москва не поддерживает энергетическую хартию, предпочитая ей договоры с отдельными европейскими государствами. Поэтому в целях обеспечения энергетической безопасности для стран ЕС, канцлер обратилась к Владимиру Путину с альтернативным предложением о включении отдельной главы об энергетической безопасности в будущее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. По информации агентства dpa, Владимир Путин, достаточно прохладно отреагировал на пожелание Ангелы Меркель, назвав это «делом вкуса». И в то же время заверил, что сама Россия глубоко заинтересована в «глобальной энергетической безопасности».
В ходе встречи лидеры Германии и России не оставили без внимания международную проблематику. В этой сфере проявилось и единство, и разногласия двух сторон. В частности, по вопросу об активизации действий мирового сообщества по политическому урегулированию на Ближнем Востоке и о реанимации усилий ЕС, России, США, ООН, Владимир Путин поддержал предложение канцлера возобновить деятельность «ближневосточного квартета» в интересах оживления мирного процесса на Ближнем Востоке. И Россия, и Германия выступают за решение проблемы ядерной программы Ирана исключительно политико-дипломатическими средствами. Однако вопрос о том, насколько строги должны быть санкции к Ирану, по-прежнему различно рассматривается в Москве и Брюсселе.
Не менее важной темой в переговорном процессе лидеров Германии и России стала ситуация в Косово. У Путина и Меркель сложилось разное видение ситуации. Так, по мнению российского президента, «косовский вопрос» должен быть решен без нажима извне на условиях, приемлемых как для Белграда, так и для Приштины. А возможное отделение края от Сербии - чего ни в коем случае нельзя допускать - могло бы стать прецедентом для решения замороженных конфликтов на территории бывшего СССР.
В отличие от России Евросоюз рассматривает проблему Косово как отдельно взятую ситуацию и предлагает урегулировать конфликт при содействии ООН, которую, по мнению А. Меркель необходимо подвергнуть реформе в целях упрочения легитимности этой организации при решении конфликтных ситуаций.
Ангела Меркель обратила внимание Владимира Путина на приоритетность восточноевропейского и центральноазиатского направлений во внешней политике ЕС на ближайшие полгода. Именно поэтому Германия заинтересована в скорейшем подписании нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Срок действия договора истекает в конце 2007 года, но начало переговоров активно блокирует Польша, которая шантажирует Евросоюз, требуя сначала решить ее собственные проблемы, а именно отменить запрет России на импорт польского мяса и овощей. Надежды на достижение прогресса по вопросу российского эмбарго на импорт сельскохозяйственных продуктов из Польши не оправдались. Российский президент пообещал, что вопрос о поставках мяса из Польши будет решен путем прямого контакта заинтересованных специалистов.
Стратегическая ось Москва – Берлин - Париж - геополитическая доктрина, сформировавшаяся в годы агрессии США в отношении Ирака, продолжает оставаться актуальной. В свое время она выражала недовольство политикой США в Ираке и была направлена в первую очередь на повышение роли ООН и передаче ей политической ответственности. Дальнейшее развитие, особенно по линии Москва - Берлин, доктрина получила при Герхарде Шредере, заинтересованного в создании «структуры», которая содействовала бы стратегическому партнерству России и Германии, способствовала «улучшению взаимопонимания» между русскими и немцами.
В качестве председателя ЕС Ангела Меркель открыто заявляет о приоритете восточноевропейского и центральноазиатского направления во внешней политике ЕС и делает акцент на долгосрочных отношениях с Россией. Что касается нынешней роли Франции в данной оси, то можно с полной уверенностью говорить об уменьшении степени ее влияния и наличии расхождений в ряде вопросов с Москвой и Берлином. В частности, это связано с потенциальной победой на предстоящих выборах во Франции кандидата от нынешней правящей партии Николя Саркози, отличающегося чрезмерно проамериканским подходом.
Встреча Меркель и Путина в Сочи знаменует собой очередной этап на пути к преодолению так называемой «мужской дружбы», которая активно практиковалась между Колем и Ельциным или Шрёдером и Путиным. Если раньше вопросы государственной важности решались в сауне или за обеденным столом, то сейчас в отношениях между Москвой и Берлином преобладает профессионализм и деловой тон. Российско-германские и российско-европейские отношения становятся все более деловыми и профессиональными.
Россия продолжает оставаться для Европы не только важнейшим поставщиком сырья, но и важнейшим партнером в поиске решений международных проблем. В то же время Германия успела понять, насколько Евросоюз зависит от России в решении вопросов международной политики. Иракский кризис, а также возобновление миротворческих усилий, так называемого «ближневосточного квартета», подтверждают значение Кремля на международной дипломатической арене. Стремясь к претворению в жизнь пунктов «дорожной карты», мировое сообщество нуждается именно в России, способной оказать влияние на Дамаск и Тегеран.
|