На задворках Америки возник второй фронт
Фидель Кастро, неожиданно оступившийся на ступеньках столь привычного для него митингового помоста, вскоре слег от таинственной болезни и передал власть брату Раулю. Но знамя 80-летнего кубинского лидера подхватил другой человек – лидер Венесуэлы Уго Чавес.
Революционный вождь одряхлел, его «остров Свободы» устал от многолетнего противостояния – им обоим требуется передышка или «перестройка». А всей Латинской Америке – новый, более молодой и энергичный знаменоносец.
Рауль Кастро уже предложил Соединенным Штатам начать двухсторонние переговоры. Уго Чавес назвал американского президента «дьяволом» и пообещал строить социализм.
Америке еще покажут!Рубаха-пареньЕго первую победу на выборах в 1998 году многие сочли случайной. Но успех повторяется снова и снова. На декабрьских выборах 2006 года за 52-летнего полковника парашютных войск, попробовавшего себя в деле на высшем гражданском посту, проголосовало почти две трети избирателей.
Чавеса сейчас мажут красной краской (а он подзадоривает своих оппонентов, одеваясь в красную рубаху и разъезжая на красном автомобиле), называют диктатором. Что ж, Чавес – боец, идет на врага с открытым забралом. Но власть он получил демократическим путем, соответственно и действует. Он не национализирует иностранную нефтяную компанию, а подводит баланс: недостача, очень крупная – извольте доплатить! Компании приходится соглашаться: не упускать же такой близкий и обильный фонтан энергоснабжения. Дополнительные средства Венесуэла вкладывает в образование, медицину, социальный сектор.
Ее президент укрепляет свои позиции в Организации американских государств, помогая энергоресурсами соседним странам. Венесуэла взяла на себя долги этих стран перед Международным валютным фондом и намерена создать независимый от США Латиноамериканский валютный фонд. На состоявшейся в Кито встрече президентов Венесуэлы, Эквадора, Боливии, Никарагуа и Перу обсуждался вопрос о введении единой валюты Латинской Америки.
В круге первом Новая волна, прилив циклически бурлящего моря, повторное воспламенение «пылающего континента»! Латинская Америка ходит по кругу.
В 1968 году группа перуанских военных во главе с генералом Веласко Альварадо захватила власть. Как поторопились тогда аналитики, увидевшие в военном перевороте очередной каприз латиноамериканских «горилл»! Помню, как мы, журналисты, недоумевали, увидев во время пресс-конференции в президентском дворце вместо портрета испанского конкистадора Франсиско Писарро изображение предводителя свободолюбивых индейцев из племени инков Тупак Амару. А новый президент говорил: «Мы не капиталисты, мы не коммунисты. Это националистическая и народная революция, глубоко гуманного и свободолюбивого характера».
За словами последовали действия: дерзкие, но логичные. Страна на тихоокеанском побережье Южной Америки начала приходить в движение, из нее была изгнана проштрафившаяся американская нефтяная компания, в ней провели радикальную аграрную реформу в пользу безземельных крестьян.
В том же 1968 году в Панаме военные из национальной гвардии во главе с генералом Омаром Торрихосом повторили опыт перуанских коллег. В 1970 году в Боливии в ответ на правый переворот группа военных совершила контрпереворот левой ориентации, ее возглавил другой генерал – Хуан Хосе Торрес. В 1970 году на президентских выборах в Чили победил представитель блока «Народное единство», лидер социалистической партии Сальвадор Альенде.
Но крепыш-генерал Веласко Альварадо тяжело заболел и вскоре скончался. Бдительный и маневренный Омар Торрихос погиб в авиакатастрофе при таинственных обстоятельствах. Генерал Хуан Хосе Торрес, успевший за десять месяцев правления национализировать несколько американских компаний, был убит наемниками в Буэнос-Айресе. А против гуманного доктора Сальвадора Альенде, своим избранием как бы наметившего новый, демократический этап прихода левых к власти, была развязана целая война, и он пал от рук путчистов в президентском дворце…
Гитлер на «заднем дворе»В 70-е годы обычно не очень-то дружные, разрозненные латиноамериканские страны вдруг разразились единым фронтом военных переворотов. Американцы наводили порядок на своем «заднем дворе». Удар был направлен, прежде всего, против Чили, но волна справа захватила тогда и соседей, например, таких, как Уругвай, где военные традиционно не вмешивались в политику. Понятно, откуда такая синхронность. Но, может быть, оркестром дирижировал еще кто-то?
На днях мне прислали из Буэнос-Айреса сенсационную книгу: «Гитлер в Аргентине». Ее автор, профессиональный журналист Абель Басти, много лет собирал свидетельства, опровергающие официальную версию о самоубийстве фюрера и утверждающие, что тот бежал в Аргентину. На эту спорную тему можно будет поговорить отдельно, но сейчас нельзя пройти мимо другой, где кроется ответ по поводу «синхронности».
Басти утверждает, что нашествие беглых эсэсовцев оказало влияние на политическую ситуацию в Латинской Америке: появились концлагеря, газовые камеры, эскадроны смерти, стадионы узников и т. п. А некоторые активные гитлеровцы стали советниками у латиноамериканских военных и гражданских деятелей, даже у президентов, например, у чилийского диктатора Пиночета.
Автор указывает, что «нацисты стали советниками военных, которые с тайной помощью и инструкциями правительства США силой свергли еще слабые демократические правительства развивающихся стран». Рассказывая о нескольких таких «специалистах», Басти приходит к выводу о существовании «постоянного феномена скрытого союза англо-американских и нацистских интересов, а также латиноамериканской ультраправой военщины».
Глобальный план борьбы с коммунизмом в Латинской Америке получил имя «План кондора» - большой птицы горных Анд, «как символ союза южноамериканских военных против левых сил, которые искали возможность прихода к власти революционным или демократическим путем».
Венесуэла – это Куба сегодня«План кондора» больше не работает. Венесуэла, как и Куба в начале 60-х, послужила если не бикфордовым шнуром, то маяком, примером для подражания. Левые, накопившие политическую зрелость, выдержку и характер, пробуют силы на выборах и побеждают. Континент буквально пылает страстью взять реванш за прошлые неудачи. Происходит цепная реакция.
На президентских выборах в Боливии победил Эво Моралес. Наблюдатели отмечают поразительный факт: впервые на пост президента народ послал индейца. Кстати, правительство Перу созвало совещание министров иностранных дел Латинской Америки не в столице Лиме, а в древней резиденции инков Мачу-Пикчу, которая так и не была взята испанцами.
В общую картину подъема национально-освободительного движения Латинской Америки вписывается новый президент Эквадора Рафаэль Корреа. Он предупредил Соединенные Штаты, что Эквадор больше не намерен сдавать в аренду территорию на западе страны для американской военно-воздушной базы.
Сандинистский фронт Никарагуа пережил взлеты и падения на полях сражений, побеждал и проигрывал на президентских выборах. Сегодня его лидер Даниэль Ортега снова избран президентом. Став опытным бойцом и политиком, он намерен продолжать программу в интересах большинства населения страны, хотя и не спешит с многообещающими заявлениями.
И все это – лишь одна группа латиноамериканских стран. Нужно ждать реакции других, в том числе «гигантов» – Бразилии и Аргентины. В Чили обострился раскол общества после смерти Пиночета. Пройдет время – определится в своей позиции и эта страна.
Процессами на «пылающем континенте», как нарек его в своем фильме кинодокументалист Роман Кармен, заинтересовались и наши ученые. О. Докучаева на ломоносовских чтениях в МГУ свою работу озаглавила: «Латиноамериканский популизм: новый поворот». Я думаю, что это не вся правда. Другую оценку предложил Б. Коваль из института Латинской Америки РАН: «Бедность как фактор цивилизационного развития». Нет ли тут намеков на другие континенты?
Латинская Америка близкоАналитики нередко заносят новую Россию в разряд «развивающихся стран», ставя ее рядом со странами Латинской Америки. Появился даже термин «латиноамериканизация России». На мой взгляд, эта характеристика больше подойдет, если применить ее к сообществу, которое мы называем СНГ. Здесь также царят территориальная обособленность, разрыв экономических связей и поиск интеграции, ревнивая подозрительность друг к другу, большая внешняя задолженность, зависимость от иностранного капитала, сомнительное торжество либеральных ценностей и т. п. У нас, как в Латинской Америке, есть и то, что немало помогает нам в этих условиях: единый язык общения.
В такой ситуации мы оказались впервые и на протяжении вот уже двух десятков лет совершаем одну ошибку за другой. Стаж развивающейся Латинской Америки побольше, кое-кому удается вырваться из этого круга, и опыт накоплен огромный. Может, полезно повнимательнее присмотреться к реалиям этого континента, причем не в качестве вчерашних благополучных наблюдателей?
В 90-е, ослабленная и дезориентированная рекомендациями Международного валютного фонда и гайдаровскими реформами, Россия ушла из Латинской Америки. Фидель Кастро публично заговорил о двойной блокаде острова: со стороны США и России. А в Гаванском университете нашим гостям студенты пели на русском языке романс: «Я вас любил: любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем; но пусть она вас больше не тревожит; я не хочу печалить вас ничем».
Сейчас Россия, вместе с обретением более определенного внешнеполитического курса, дает обратный ход и в отношении Латинской Америки. Возвращение идет через Венесуэлу, и в этом есть резон. Во-первых, здесь больше рыночных возможностей и финансовой отдачи. Уже начались крупные поставки военной и гражданской техники: автоматов, самолетов, вертолетов, средств ПВО. А Чавес размышляет о создании на континенте своей, независимой ОПЕК. Тут мы могли бы тесно сотрудничать.
Новый Ирак?На латиноамериканский континент активно проникают Китай и Япония. Они делают это тихо, не афишируя своих действий, но плодотворно. А вот Европа идет громогласно, с «оркестром». В Вене состоялся саммит «Евросоюз - Латинская Америка».
Что же касается США, то они проявили неожиданную беспечность и теперь постараются «исправить» положение. Отправлен в отставку советник президента Буша по делам Латинской Америки, возобновляется военное сотрудничество и т. п. До прямой высадки американской морской пехоты дело вряд ли дойдет – времена меняются. Может быть, США снова раскрутят механизм военных переворотов, как это было всегда после демократической волны?
Задача по восстановлению влияния в прежнем объеме падет уже на плечи новой администрации, от которой все ожидают ужесточения позиции. Венесуэла в глазах США – это вторая Куба и ей, возможно, уготовят подобную судьбу, с блокадой и диффамацией. А может быть, они попробуют демонизировать, раздуть образ Венесуэлы до «второго Ирака» и приготовить ей такую же судьбу?
Надо ждать и обратной реакции. В свое время в защиту Кубы было сформировано континентальное и международное движение солидарности. Несомненно, латиноамериканцы используют старые и новые формы противодействия давлению США. Что-то должно проясниться на экономическом форуме, своего рода «латиноамериканском Давосе», который планируется в апреле этого года в Чили.
ИЗ БЛОКНОТА
ПЛАНЕТА ЛАТИНОС
Вращение вокруг питанияОднажды в Бразилии я зашел в кафе, поискал свободный столик и... оторопел. Все вращалось! И длинный стол, и стулья вокруг него, и сидящие на них клиенты. Только кухня с поварами и официантами в центре этого круга оставалась на месте. Присмотревшись, я рискнул, прыгнул на свободное сидение. И поехал. Надо было быстро заказывать желаемое блюдо, и его быстро ставили передо мной. Вращаясь по кругу, я должен был опустошить тарелку к подаче второго. Я не успел и был наказан: пришлось сделать лишний круг.
А потом решил познакомиться с хозяином необычного заведения.
- Да, это я придумал, – сказал мне бразилец средних лет, не скрывая гордости. – Буду внедрять и в других странах. Вы же люди деловые, занятые, не такие, как аргентинцы или итальянцы, которые за одной тарелкой могут часами проболтать!
Мочалку не пустилиВот и Куба!
Вместо гитаристов в национальных костюмах, радостно приветствовавших когда-то пассажиров прямо у трапа веселыми куплетами, на нас угрюмо и настороженно смотрели иммиграционные, санитарные и таможенные «компаньерос». Встречавшего меня гаванского старожила-коллегу не пустили к самолету – не дипломат. Если раньше «совьетико» означало «амиго» – друг, все в порядке, проходи, то сейчас молчаливый кубинский чиновник заставил нас заново переписать иммиграционную карточку, потому что заполненная до этого получилась слишком бледной.
Врач скрупулезно подсчитывал, не кончился ли срок нашего сертификата о прививках, а таможенники заставили раскрыть все наши чемоданы. У меня изъяли десяток яблок, у соседа деликатесную колбасу, а у одной женщины губчатую мочалку...
Ну что ж – закон есть закон, кубинская революция повзрослела. Да и я тоже, став наблюдательнее и, возможно, тоже придирчивее.
Детородные кустарникиВ индейское село на юге Чили мы шли сквозь плотные заросли леса. Если бы не проводник из индейского племени мапуче, то непременно заблудились бы. По дороге встретились диковинные кустарники. Я из любопытства сорвал лист с одного кусточка.
- Это священное растение, – сказал проводник. – Помогает, чтобы была большая семья.
Я нарвал этих листьев полную сумку – вручу, мол, нуждающимся...
- Очень много будет детей, – покачал головой индеец. – Не прокормишь...
И подвел к другому кусту:
- Вот, возьми – детей будет поменьше.
Когда мы вернулись в Сантьяго, я обнаружил, что растерял все листья со священных кустарников, лишь в кармане застряла пара листочков, но я не знал, какие именно: «плюсовые» или «минусовые». Неужели индейцы вытряхнули их из моей сумки? Ведь в их племенах строго хранят тайны чудодейственной силы природы, дарованные, якобы, только им.
Провокация «Мистер ТАСС»
В Уругвае меня, корреспондента ТАСС, поджидал совершенно неожиданный сюрприз. Уже после того, как я был аккредитован, зарегистрирован где надо, снял квартиру и работал, в газетах вдруг появилась реклама в виде спешащего человечка с кейсом и подписью: «К нам едет мистер ТАСС. Ждите». Потом еще: «Он уже близко». Наконец: «ТАСС прибыл, можете навестить его по адресу...». Адрес был не мой.
В посольстве тоже обратили внимание на странную рекламу. Спрашиваю: «Может, розыгрыш?». Мне серьезно говорят: «Провокация».
Вот и дом, над входом огромная вывеска (чуть поменьше, чем на Тверском бульваре) из тех же четырех букв, что на моем удостоверении… Оказывается, в Южной Америке создана новая фирма с филиалами в разных странах. Называется ТАSS, а расшифровывается так: Televisor, Antena, Seguro, Service (телевизор, антенна, страхование, сервис).
- Очень нужная фирма, – сказал шеф. – Вот у вас же есть телевизор...
Я согласился, что фирма нужна. Но у них могут возникнуть серьезные проблемы: моя «фирма» уже зарегистрирована, а их еще нет… Конец у этой истории такой: фирма изменила свое название, а за доставленные мне хлопоты взяла на бесплатное обслуживание мой телевизор. Фирма действительно очень нужная.
Апофеоз разоруженияПо протоколу официального визита высокого гостя в Латинской Америке встречают залпом из орудий. Но в одной не будет ни пушек, ни снарядов. По конституции 1949 года Вооруженные силы здесь были упразднены. Этой страной является Коста-Рика, что в переводе с испанского означает «богатый берег».
Мясо добывают из коровыАргентина – «мясная держава». В стране на душу населения более двух голов крупного рогатого скота. Не посетить ли специализированное мясное заведение? Нам посоветовали «Дворец мяса». Но главный официант там ответил:
- Я очень сожалею, сеньоры, но мяса у нас нет. У нас же сегодня «веда»...
Он объяснил, что это правительственное распоряжение: ограничить внутреннее потребление мяса ради увеличения экспорта. Мера временная, через несколько дней запрет будет снят, и мясо появится.
- Значит, мы уйдем отсюда голодными?
- Почему голодными?
Аргентинец раскрыл меню и стал перечислять блюда, которые они приготовят нам сию минуту и в неограниченном количестве. Там были: филе куриное в сухарях или в кляре, поджарка из свинины, эскалоп в соусе, гусь по-домашнему (в горшочке), омлет с ветчиной, крокеты из кур, жульен из индейки, баранья отбивная, жаренная на сковороде, на решетке, или паровая, или в виде шашлыка, цыплята в любом виде...
- А мяса, к сожалению, нет, – вздохнув, подытожил официант.
Мясо в Аргентине – это только говядина, именно на нее и введено ограничение.
Президент сухого сезонаВ Панаме два времени года, два сезона: дождливый и сухой. Дожди идут с июня по ноябрь, беспрерывно целые сутки. В сухой сезон, с декабря по май, здешние горизонты пламенеют от пожаров. От самовозгорания вспыхивают пожелтевшие луга, стога сена, опушки леса...
Однажды я получил приглашение на торжественную церемонию и банкет по случаю прибытия в страну нового – нет, не посла или другой важной персоны, а... новой пожарной машины. На церемонии присутствовали президент республики, дипломатический корпус, пресса. Этим было все сказано: пожарные – представители одной из самых почитаемых профессий в Панаме.