Андрей Канчельскис завершил карьеру и рассказал про шахматы Абдуллы, бутсу Фергюсона и конверты с деньгами
Стартовавший чемпионат России по футболу впервые пройдет без российских звезд европейского масштаба. Во всяком случае, таких, как Андрей Канчельскис. Самый титулованный футболист страны накануне сезона объявил о завершении карьеры.
Канчельскис, который выступал в трех сильных европейских национальных чемпионатах и завоевал кучу наград, ныне генеральный менеджер скромной «Носты» из Новотроицка. А еще – чрезвычайно раскованный, открытый и искренний собеседник. Наш разговор начался с обстоятельств его появления в России три года назад, хотя он должен был снова играть в чемпионате Саудовской Аравии, защищая цвета клуба «Аль-Хилаль».
- Для меня брак с этой командой оказался несчастливым. Куда же мне было ехать, если здесь мой дом, друзья? Я регулярно, хотя бы пару раз в год, сюда приезжал. К тому же и дела были: книжку выпустил. Вторую уже, между прочим.
- Так вы еще и писатель?
- Вам-то ли не знать, как ваяют такие мемуары… Естественно, писали журналисты. Первая книга появилась в Англии по прямому заказу руководства клуба «Манчестер Юнайтед», чьим лицом я в какой-то мере тогда являлся. Тираж в 30 тысяч разлетелся мгновенно. В России же книжка под названием «Моя география» вышла в мае 2004-го.
- Что касается Саудовской Аравии… Неужели вам было интересно выступать в столь заурядном чемпионате?
- Когда побеждаешь, интересно всюду. Вот я приехал в эту пустыню, где, как меня убеждали, на трибунах – «зияющие пустоты». Раз команда плетется внизу – народ и не ходит. Стали выигрывать – полный стадион, тысяч по 40 на каждом матче.
- Вы подружились с кем-то из партнеров?
- В свой дом нас, европейцев, не пускали. Приглашали во двор, усаживали в таком то ли вигваме, то ли шалаше – там и телевизор, и музыкальный центр, туда и еду подают. Ни одной жены, детей своих партнеров так в упор и не видел, не допускают их к «мужскому столу». Так что больше всего мне были по душе встречи с принцем Абдуллой, владельцем нашей команды. Ему были нужны нападающий и полузащитник атакующего плана. Выбор пал на меня. Изумительный человек, к нему ездил с удовольствием, в шахматы играли.
- На «интерес»?
- Он сразу сказал, что у него ставка – 50-100 тысяч долларов за партию. Расставили фигуры, и я его начал «обувать». Надеялся напомнить об его условии… Хотя, конечно, это не стало бы моим основным источником дохода: зарабатывал я другим, более привычным для меня способом.
- Извините, сколько?
- Этого никто не знает. Зарплату, премии получали не в банке, не по карточкам, а в конвертах. Жили на всем готовом, даже налоги не платили.
- Вернемся все же на энное количество лет назад. Как пацан из Кировограда стал звездой европейского футбола?
- В футбол привел папа, увидев, как я, «шкет», ловко обыгрываю взрослых дядек. Довольно быстро меня приметили, взяли в кировоградскую «Звезду», где уже тогда сверкал Владимир Веремеев. Он-то и уговорил меня идти в киевское «Динамо». Самым убедительным доводом Володи оказался один: армейскую службу заодно пройдешь.
- Прошли?
- Приехал, отправили в дубль. И вот туда, на знаменитую загородную базу киевлян в Конче-Заспа, за мной пришла машина: призывник Канчельскис, собирайтесь. И тут же – в часть. В 6 утра подъем, марш-броски по 20 км, стрельба по мишеням, отжимания на снегу без перчаток. После двух месяцев этой «учебки» решил, что с футболом можно попрощаться. Получилось так, что Лобановского в то время не было ни на Украине, ни в Союзе, а на «нужных» генералов у его помощников выхода не нашлось. Вот меня и «замели». Лобановский вернулся, и меня «выдернули». Но сидел я в глубоком запасе. Кстати, ничего себе «дубль» у нас тогда подобрался: Никифоров, Онопко, Заец, Юран… Я – к Валерию Васильевичу: отпустите в Донецк, в «Шахтер».
- Вас из «Шахтера» взяли сразу в «Манчестер Юнайтед», один из ведущих европейских клубов. За какие такие заслуги?
- Во-первых, он тогда был далеко не ведущим. В чемпионате Англии шел, по-моему, на шестом месте. Во-вторых, основную роль сыграли мои выступления за юниорскую и первую сборную еще СССР. Мы тогда, помню, обыграли шотландцев в Глазго, а на матче присутствовал наставник «Манчестера» Алекс Фергюсон.
- Знакомство с Дэвидом Бэкхемом помните?
- Привели какого-то белобрысого мальчика, сказали что это – наша будущая звезда… Мы: Марк Хьюз, Эрик Кантона, Эшли Коул, Райан Гигз, Брайан Робсон, Питер Шмейхель, уже состоявшиеся звезды, лишь ухмыльнулись. Ничем он мне тогда не запомнился.
- Но ведь он пришел сменить вас…
- Это – домыслы. Если бы я в один момент не повел себя глупо, Бэкхему еще долго бы ничего не светило.
- Что случилось, Андрей?
- После матча одной восьмой финала Кубка Англии, в котором мы уступили «Арсеналу», к нам в раздевалку пришел Эшли Коул, который тогда играл за «канониров», чтобы просто пообщаться со мной, Марком и Эриком. Наверное, Эшли нашел не лучший момент: все-таки мы уже стали соперниками. Сэр Алекс это углядел, схватил бутсу и запустил в Кантону, а я ее перехватил. А-а-а, значит, ты тоже с ними, видимо, решил сэр Алекс – и усадил меня в «дубль». А я в запасе сидеть не привык.
- Так чего ж вас понесло в Глазго?
- Агент у меня был никудышный, небезызвестный Григорий Есауленко, который тогда был вице-президентом «Спартака», а в роли агента подвизался, не имея лицензии и слабо представляя, чем агент должен заниматься. Я тоже еще ничего не знал и не понимал во всех этих трансферах, бонусах, контрактных схемах. Пролетел. Сейчас сознаю, что во многом виноват сам: молодой был, дюже принципиальный. Знаю, что Фергюсон был на меня поначалу жутко обижен, но после отошел. Представляете, он признался, что если бы не мое поведение, он за тот случай с бутсой даже хотел передо мной извиниться. Знать бы, где упасть…
- Итак, вы – во Флоренции, в «Фиорентине»…
- Играл бы и играл там. Но у клуба появились серьезные финансовые проблемы. Стали игроков распродавать. Меня в том числе. «Глазго Рейнджерс» заплатил больше всех – 6,6 миллиона. Поехал в Шотландию. В тот момент, оказывается, я стал самым дорогим приобретением в истории этого богатого традициями клуба.
- Но, в принципе, как я понял, в «Фиорентине» вас все устраивало?
- Абсолютно! И команда классная, и город чудесный. У нас квартира, будто это смотровая площадка для туристов: вся Флоренция – как на ладони.
- Но с этой квартирой связана какая-то детективная история, не так ли?
- Едва вселились, возвращаюсь с тренировки – кругом полиция, все оцеплено. Оказалось, соседа какие-то бандюганы до смерти забили бейсбольными битами. Вроде бы долг он кому-то не отдавал. Окно той комнаты, где беднягу убивали, аккурат напротив одного из наших. Я уже заметил, что у него много полотен знаменитых мастеров по стенам развешано. Так вот, убийцы со злости изрезали ножом и облили кровью жертвы картину – ни больше, ни меньше – Боттичелли. Есть легенда, что лет 300 назад там же, в Италии, так же зверски убили человека, а потом висевшую у него картину Боттичелли тоже порезали и кровью окропили…
- У вас немало наград. Какая медаль дороже всего?
- Пожалуй, «золото» молодежного чемпионата Европы-1990. Все-таки это был первый мой большой успех.
- После возвращения в Россию вы пошли в раменский «Сатурн»…
- Меня все устроило. Главное – дали много играть. Сейчас клуб ставит перед собой солидные задачи, и губернатор Московской области Борис Громов на этом настаивает. Я бы пожелал ребятам побольше остроты в атаке.
- Закончили в «Крыльях Советов». В Самаре было хуже?
- Отнюдь. Но – возраст, возраст… Нет, физические я ничуть не ощущал себя «стариком», тренерские задания выполнял «от и до», да ведь даже капитаном меня выбирали. Однако все же время берет свое. Посоветовавшись с женой, решил: все, завязываю.
- Насколько я понял, о сборной России вы уже не мечтали?
- Конечно, нет. Здесь пришло время другого поколения. А я хотел лишь довести счет забитым голам до 100 и войти в «Клуб российских бомбардиров». Мне оставалось всего ничего… Один мяч…
СПРАВКА
КАНЧЕЛЬСКИС Андрей, род. 23 января 1969 г. в Кировограде (Украина). Футболист, полузащитник. Мастер спорта международного класса. Выступал за команды: «Звезда» (Кировоград), «Динамо» (Киев), «Шахтер» (Донецк), «Манчестер Юнайтед» (Англия), «Эвертон» (Англия), «Фиорентина» (Италия), «Глазго Рейнджерс» (Шотландия), «Саутгемптон» (Англия), «Аль-Хилаль» (Саудовская Аравия), «Сатурн» (Раменское, Московская область), «Крылья Советов» (Самара). Бронзовый призер чемпионата СССР-1989, чемпион Англии-1993 и 1994, чемпион Шотландии-1999 и 2000. Обладатель Кубка Англии-1994, Кубка Английской Лиги-1992, Суперкубка Англии-1992 и 1993, Кубка Шотландии-1999, 2000 и 2002, Кубка шотландской Лиги-1999 и 2002, Кубка Саудовской Аравии-2003. Победитель молодежного чемпионата Европы-1990 в составе сборной СССР. За сборную России (СССР, СНГ) – 55 матчей, 8 голов. Ныне – генеральный менеджер клуба «Носта» (Новотроицк).
|