Книги будут читать, только пусть они будут хорошие
Мой дед, который работал наборщиком в типографии Сытина, содержал на свое жалование задавленного царизмом пролетария жену, трех сыновей и еще снимал квартиру. Сытин свом работникам разрешал покупать книги по отпускной цене. У нас до сих пор много тех дореволюционных книг. Но самая интересная была и есть «Энциклопедически словарь Павленкова». Это была моя первая серьезная книга.
Утверждают, что поколения, которые приходят на смену уходящим, должны быть более образованными, чем их отцы. Иначе прогресса не будет. А как у нас сейчас? Молодые вовсе не читают книг. Или читают, то, что, если честно, то книгами назвать трудно, особенно если рядом положить классика. Вот уже и на проходившей на днях X книжной выставка-ярмарка «Книги России» присуждают премии за самые сомнительные достижения в области книгоиздательского дела. Есть тут номинации и за худшую редактуру, и за худший перевод. Есть номинация «Полный абзац», ее получил Сергей Минаев за поделки «Духless» и «Media Sapiens», какие тут нужны еще комментарии. Так что конец прогресса? И мы на пути к невежеству? Но весь все же желание общества выжить, как у тонущего – глотнуть свежего воздуха. И именно на молодежь и детей здесь надежда. Все-таки нужны им знания, они это и сами чувствуют. А вот откуда они их берут – уже вопрос другой. Из книг – увы, не так часто. Но они обсуждают и религию, и философию и сложнейшие теории устройства мира, – по-своему, конечно, другими, чем родители словами. А может быть, это пока ограничивается глубокомысленными исследованиями причин и последствий в последнем блокбастере. Но все равно, желание узнавать что-то новое волшебным образом не выживает. И совсем не журналы про моду, секс и Ксению Собчак дают самые большие тиражи, а газетки с кроссвордами, чайнвордами. Дома любители блеснуть тем, что они знают «остров в Средиземном море из четырех букв» или «цветок из которого делают основу для духов из четырех», выхватывают с полки словари или энциклопедию. А телевикторины! От самых примитивных, до высокоинтеллектуальных. И рейтинги у них какие! Так что на книжном рынке потребность в энциклопедиях не исчезнет. Потому и выпускается огромное их разнообразие. Хочешь «Все о танках», а хочешь «Энциклопедия динозавров», – это для кроссвордов. В них дух легкого угадывания, развлекающего обучения, почти телесериал или комикс. А есть еще серьезные энциклопедии по биологии, географии, литературе, астрономии. Есть, впрочем, труды фундаментальные и всеобъемлющие Брэм, Британская энциклопедия. Найти книгу – это из словаря прошлого. Сейчас нужно суметь выбрать. Тогда и будут в доме книги, в которых есть все. Красивые и умные. Тогда и у ребенка появится желание в них заглядывать. Желание станет привычным, потом превратится в потребность. Во всем разнообразии выходящих в России энциклопедий есть проект, безусловно, один из самых интересных. Тем хотя бы, что живет уже давно – и это в наше-то бегущее время. Это вполне научное издание, основательное и добротное итог работы целых научных коллективов из «предыдущего», образованного поколения. Это «Энциклопедии для детей» авторства Марии Аксеновой. – Кому предназначено издание? Читать ведь детям, а покупают родители. Каким вы видите решение такого противоречия? – Что касается противоречия, о котором вы говорите, я его не вижу. Родители ведь помнят, какими они были детьми. Когда я задумывала энциклопедию, я вспоминала, каким я была ребенком, чего мне не хватало в книгах. Примерно после выхода 5-го тома стало ясно, что энциклопедия состоялась. Читательские письма свидетельствовали: издание пользуется авторитетом, тогда же к нам стали приходить авторы, находящиеся, как говорят «на переднем крае науки». И многие приходили не из-за гонораров, а потому что им было интересно именно здесь поместить свои материалы. Например, когда мы делали том «Астрономия», то с нами сотрудничали в основном специалисты Государственного астрономического института имени Штернберга. Они нам давали статьи с данными, которые не были еще опубликованы в научных журналах. То есть, сначала несли результаты исследований нам! – Значит, вы получали данные даже не с переднего края, а от разведчиков…. А сейчас Вы сотрудничаете с теми же самыми авторами? – Все основные тома по отраслям знаний уже вышли, теперь черед более общих тем, связанных с кругозором, выбором профессии…. Стало быть, и круг авторов стал меняться. – Вам же, как главному редактору, как матери школьника, должно быть интересно: есть от этого проекта польза или нет? – Хороша бы я была, если бы не верила в то, что мое дело приносит пользу! Наша энциклопедия дает возможность не только получить знания, но и разрушить стереотипы, расширить восприятие. Например, раньше человек думал, что есть только такой путь в науке, искусстве, духовных поисках, а после прочтения книги он увидит, сколь много решений существует, и поймет, что выбор за ним. Это и есть поведение свободных людей. – Вы считаете, что если дети будут искать свои собственные решения, сомневаться в данных им схемах и знаниях, то это, безусловно, хорошо? – Это сложный вопрос. В Китае, например, некоторые производства устроены так: все по команде начинают работать, по команде же – прекращают, по свистку на обед, с обеда и так далее. Для такого производства творческие люди не нужны. Для психологической стабильности и комфорта много знать, может быть, и не надо – только самое главное, что помогает ориентироваться во времени и пространстве. И эти необходимые знания мы, безусловно, даем. Но энциклопедия, как и жизнь, многослойна. Есть слой необходимого, есть слой новых знаний. И каждый может найти свое. Такая «многослойность» – это часть нашей концепции «Энциклопедии для детей». Именно поэтому ее можно использовать и как справочник, и как образовательную литературу, и как источник для написания школьниками первых исследовательских работ. – Дети любят иногда просто рассматривать картинки… – Вот и хорошо! Рассматривать и запечатлевать образы в сознании. И это тоже ¬– обучение. Был у нас такой случай. Художник нарисовал к одному из томов по истории иллюстрацию, где изображен солдат с ружьем. А редактор рисунок не принял. Дело в том, что на рисунке у ружья был курок, а в те времена, к которым относилась иллюстрация, курков еще не было. Так что иллюстрации наши тоже – информативны и достоверны. У нас есть статьи по конкретным темам, а есть обзорные, философские – такие обычно стоят в конце или начале раздела. Скажем, в томе «Астрономия» в подобной статье мы рассуждаем о возможности существования внеземных цивилизаций и о том, какое значение это имеет для человечества. Пытаемся ответить на вопрос, почему человек рвется в космос, стремится выйти за пределы привычного. Это уже не имеет прямого отношения к предмету астрономии, но имеет отношение к способности мыслить. – А вы не забыли про школьную программу? – Существуют базовые знания, их дают в школах и гимназиях. А есть результаты поисков ученых – малоизвестные данные, которые пока вне внимания системы образования. Второе невозможно без первого. Сначала нужны базовые знания, а потом новые открытия. Так вот, мне кажется, что наша энциклопедия служит для гармонизации этих больших полей. – Но вы же думаете о том, чтобы энциклопедию можно было использовать в образования? Ведь именно за вклад в образование ваш коллектив был удостоен премии Президента РФ? – Мне бы хотелось, чтобы школьное образование помогало детям отвечать и на философские вопросы, которые их волнуют. Зачем я это изучаю? Кем мне быть? Для чего я живу? Какова цель моей жизни? И вот здесь, смею надеяться, энциклопедия может быть незаменимой. Во всяком случае, судя по откликам, так считают наши многочисленные читатели. Это подтверждают и мои друзья, работающие в общеобразовательных школах и в школах для одаренных детей. Наконец, мой главный «эксперт» – сын, пятиклассник Антон – со многими вопросами уже не пристает ко мне, а открывает один из томов энциклопедии. – Энциклопедии призваны жить долго, десятилетиями, как минимум. Для своего издания у вас есть прогноз? – Энциклопедия – живой организм. Мы выпускаем новые тома. Когда допечатываем тот или иной том, то что-то обновляем, что-то меняем внутри статей. А иногда «приращиваем» целые разделы. Мы рассчитываем, что наша энциклопедия будет существовать не менее 50 лет. Иначе не стоило затевать такой масштабный проект. – Главные цели достигнуты? Задачи решены? Вы хотели просветить поколение, сделать его лучше, образованнее, разрушить стереотипы. Удалось? – Знаете, можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить. Моя цель – создать «водопой» - достигнута.
|