Каково сейчас положение здравоохранения в России, кто и чем нас лечит? Как увеличить продолжительность жизни? На эти важные вопросы, и не только на них, мы попросили ответить известного детского врача, «Человека десятилетия» в номинации «Медицина» профессора Леонида Рошаля.
События на Дубровке
- Леонид Михайлович, в 2003 г. в одном интервью вы сказали, что «здравоохранение в России находится в катастрофическом положении, и по этому показателю мы находимся на 185 месте из 191 исследуемой страны». Что изменилось с тех пор? Стали жить лучше?
- Намного лучше не стало. В целом. Но положительно то, что государство поворачивается лицом к здравоохранению. Примером этого являются национальные проекты. Но они за один год мало что изменят. Здесь нужна продуманная программа на много лет вперед. Нужно определить, как мы будем двигаться и что мы будем делать. У здравоохранения еще очень много проблем.
Зарплата медиков- В Интернете нашла информацию о том, что «прокуратура Волгоградской области начала расследование по факту нарушения вакцинации детей. Вневедомственная клиника осуществляла испытания импортной вакцины с рядом серьезных нарушений. В результате этого один ребенок пострадал. Ни родители, ни врачи-педиатры не знали, что вакцина экспериментальная». Как такое допустимо в России? - Дело в том, что у нас любят «клубничку». Я, конечно, выступаю резко против испытаний лекарств на детях. Категорически против. Я не специалист в этой области, но, насколько я знаю, это было не самовольное решение. Было разрешение агентства здравоохранения на проведение этого исследования. Специальный «Этический комитет» тоже дал разрешение. Эта вакцинация была проведена не просто так. Но я не люблю обсуждать вопросы, в которых я не компетентен. Не хочу превращаться в ОБС – «одна баба сказала». Но до меня дошли суждения, что ребенку этой вакцины даже не прививали, а прививали противокоревую вакцину. Они не имеют ничего общего.
Весь этот шум надо перевести в плоскость спокойного обсуждения. Если найдутся виновные – их надо наказать. Вот и все.
- Как работает национальный проект по здравоохранению? - Нацпроект сегодня направлен на первичное звено. Это – поликлиники, амбулатории, фельдшерские и акушерские пункты. Почему? Потому что у нас не хватало кадров: до 40% врачей и медицинских сестер в поликлиниках. А остальные работали с огромными нагрузками. Так вот, для того, чтобы изменить ситуацию, увеличили заработную плату участковым врачам и медицинским сестрам. Чтобы рублем привлечь сюда народ. И народ стал приходить. И я думаю, со временем, вопрос будет успешно решен. Но одновременно с увеличением зарплаты участковым врачам и сестрам необходимо было также увеличить жалование врачам школьных и дошкольных учреждений, узким специалистам, которые сейчас обижены. Финансово поддержать заведующих отделениями, которые уходят в участковые врачи, потому что у тех зарплата в несколько раз больше. В общем, проблемы еще есть.
Думаю, что следующие программы 2008, 2009 гг. будут касаться не только первичного звена, но и стационаров. Пока стационары не затронуты. Что же касается области высоких технологий, то здесь много разговоров и мало дела.
- Есть ли опасность того, что высокие зарплаты сыграют отрицательную роль, став приманкой для неквалифицированных врачей?- Не думаю. Представьте, человек работал много лет, имеет определенные знания, подход. Не может получиться так, что когда ему резко подняли зарплату, он станет работать хуже или лучше. Нет!
Но есть одна хитрость. До того, как дали деньги, объем работы врачей был вдвое больше нормы. Например, участковый педиатр должен был лечить 700-800 детей, а на его участок приходилось 1500-2000. О какой профилактической работе можно говорить? Или возьмем взрослые поликлиники. Норма – 1 700 человек, а доходило до 3000.
Сейчас же, когда медики пришли в поликлиники, нагрузка уменьшилась, и у каждого врача больше возможности качественнее и лечить, и заниматься профилактикой.
Но обязательно нужно сократить объем бюрократической писанины. Сейчас врач больше пишет, чем лечит.
Зурабов и другие
- Что вы думаете о работе Зурабова и его министерства? Как оцениваете ситуацию с сокращением лекарств для льготников?- Это не я оцениваю, это оценивала Общественная Палата РФ, которая признала состояние здравоохранения в России неудовлетворительным, не отвечающим Конституции, и нашла системные нарушения в работе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Просто надо более оперативно реагировать на то, что говорит гражданское общество.
- Сейчас делается что-то, чтобы исправить сложившуюся ситуацию? - Для меня это сложный вопрос. Попытки такие есть. Вообще, ОП считает, что надо разделить Минсоцразвития на два отдельных министерства: здравоохранения и социального развития. Там поставить другого министра, здесь поставить другого министра, и начать нормальную работу.
- Может ли ужесточение системы контроля знаний студентов-медиков исправить ситуацию и сделать качество медицинских услуг лучше?- Здесь есть несколько аспектов. Аспект качества обслуживания и аспект интеллектуальности и добросовестности. Можно иметь большие знания, но не использовать их добросовестно.
Это совершенно разные вещи. Халатность нигде не допустима, а в здравоохранении тем более. Качество образования у нас хорошее, а в педиатрии – лучшее в мире. Ответственно заявляю это. Ломать его не нужно. Совершенствовать – да, но не ломать.
Сейчас Министерство здравоохранения и соцразвития напутало с вопросами о специальностях. И исключило подготовку ряда специалистов для детских поликлиник. Вот и получается, что ставки в поликлиниках есть, а врачей по этим позициям не готовят... Но была критика с нашей стороны, со стороны Общественной Палаты, и положение стало исправляться.
- Общественной Палате недавно исполнился год. Можно подводить промежуточные итоги...- Работой ОП в области здравоохранения я доволен. Мы провели не только ряд встреч по проблемам здравоохранения, но и совместное заседание с депутатами Госдумы, Счетной палаты, академиками РАМН, с участием профсоюзов. Но хотелось бы, чтобы реакция на наши предложения со стороны правительства, министерств, президентской администрации была более скорой и четкой.
Стабфонд на медицину?
- Как сделать так, чтобы лечение в России стало более доступным?- Как ни крутите, деньги что-то решают, а что-то нет, но решают они все-таки многое. Сегодня здравоохранение недофинансировано в 2 раза. Необходимо усовершенствование врачебных кадров, и не раз в 5 лет, как сейчас, а гораздо чаще. Необходимо найти систему, может, электронную, повышения квалификации, особенно в первичном звене. Хотя бы потому, что за год состав лекарств меняется на 20-30%.
Если государство хочет получить здоровое население, то здравоохранением надо заниматься. Хотя, конечно же, здоровье зависит и от экологии, качества питания, других факторов. Но если говорить об инвалидности и смертности, эти проблемы – в компетенции здравоохранения.
- В одном из недавних интервью вы говорили, что «на здравоохранение нужно выделять 5% от ВВП вместо 2%-3%, как сейчас»…- Да, было такое решение Общественной палаты.
- Если пустить на это часть стабфонда – не будет же инфляции, которой так боятся наши экономисты…- Повышение материально-технической базы, действительно, никакого отношения к инфляции не имеет. Но необходимо понять, что нам надо.
Можно хоть сейчас купить миллион приборов. Но как Россия их переварит? Как их привезти, куда поставить, как обучить кадры, как организовать сервис и ремонт…
И, конечно же, необходимо, чтобы это оборудование было российским. Мы покупаем много западного. Почему? Потому что оно качественнее. Вопрос о создании рентабельной отечественной медицинской промышленности на повестке дня. Та, что была в СССР (не слишком хорошего качества, впрочем), фактически разрушена, равно как и фармакологическая, и лекарственная.
Практически все нужно начинать с нуля.
- Недавно был принят законопроект, разрешающий пересадку органов. Каковы, на ваш взгляд, последствия этого закона? - Может быть, мы наконец-то войдем в нормальное русло цивилизованной жизни...
- Но ведь не все так просто. Детские органы приживаются гораздо лучше, чем взрослые. Может получиться так, что бесхозные дети станут невинными донорами. Как их защитить?- Государство должно за этим следить и сажать в тюрьму виновных. Честно говоря, я не очень хорошо знаком с этим законопроектом, но, думаю, что не все так плохо и у страха глаза велики. Неужели наш народ совсем уж такой подлый?..
Врачи и пациенты
- Какие организации достойно защищают права пациентов?- Прежде всего, права пациента защищает Конституция РФ, сорок первая статья. Надо просто не нарушать Конституцию. И судебные органы должны защищать права пациента.
- А что по поводу общественных организаций? - Есть ряд таких организаций. Но нужен закон. Сегодня здравоохранение живет в правовом вакууме. Законы о здравоохранении и страховании либо отсутствуют, либо не работают...
- Общественная Палата работает над этим?- Да.
- Что говорит опыт других стран?- Там, конечно, все это более развито. Но на всякое действие найдется противодействие: пациенты стали подавать в суды на врачей. Появились штрафы за неправильное лечение, недолечение и т. д. Существуют кассы взаимопомощи медиков. То есть, если какому-нибудь врачу присудили штраф, касса ему поможет.
Пациент платной западной медицины понимает, что его будут «доить»: попытаются назначить самое дорогостоящее лечение. В нашем здравоохранении необходимо убрать элемент денег, убрать принцип «чем больше возьмешь с больного, тем больше заработаешь».
- Вы предлагаете ликвидировать платные клиники?- Нет, пусть они существуют – для 15%-20% населения. Остальные же не могут платить… Значит, должно платить государство.
- И, напоследок, скажите, у вас есть какое-то пожелание по поводу здравоохранения в России? Или мечта? О чем вы сегодня мечтаете?- Мечтаю, чтобы все были живы и здоровы и чтобы я это увидел собственными глазами.
ФАКТ Леонид Рошаль – председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения, Президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии и Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук
1933 – Родился 27 апреля в г. Ливны Орловской области.
1957 – Окончил 2 МОЛГМИ по специальности педиатр.
1957 – Направлен на работу участковым педиатром.
1961 – Окончил клиническую ординатуру по детской хирургии.
1961 – Поступил на работу в Московский областной научно-исследовательский институт (МОНИКИ).
1964 – Защитил кандидатскую диссертацию.
1970 – Защитил докторскую диссертацию.
1980 – Руководил бригадой советских детских врачей в Монголии.
1981 – Стал руководителем отделения неотложной хирургии и травмы НИИ педиатрии Научного Центра здоровья детей РАМН.
1982 – Присвоено звание профессора.
1988 – Руководил бригадой детских врачей в Армении после землетрясения.
1989 – Возглавил бригаду врачей, выехавшую на железнодорожный перегон Челябинск – Уфа, где в результате взрыва поездов погибло 650 человек.
1990 – Стал членом Британской ассоциации детских хирургов.
1991 – На войне в Югославии (медицинская помощь детям).
1991 – Председатель координационного медицинского Совета защитников Белого Дома.
1991 – Награжден государственной наградой «Защитник свободной России».
1991 – Землетрясение в Грузии (медицинская помощь детям).
1992 – Война Армения-Азербайджан (Нагорный Карабах). Арестован в Азербайджане, куда прибыл для помощи детям во время войны с Арменией.
1993 – Лечил детей после землетрясения в Египте.
1993 – Стал членом Совета директоров Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф (WADEM).
1995 – Япония – землетрясение (медицинская помощь детям).
1995 – Арестован в Чечне, где оказывал помощь детям во время первой Чеченской войны.
1996 – Журналистами назван «Детским доктором Мира».
1997 – Назначен экспертом Всемирной организации здравоохранения.
1998 – Дважды летал в Афганистан для оказания помощи детям после землетрясения.
1999 – Месяц работал руководителем бригады детских врачей в Турции на землетрясении.
2001 – Землетрясение в Индии. Был руководителем бригады детских врачей.
2001 – Стал членом Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
2002 – Оказывал помощь детям, пострадавшим при теракте в Каспийске (Дагестан).
2002 – Третий раз в Афганистане, где лечил детей – жертв землетрясения.
2002 – Избран академиком Академии медицинских наук Грузии.
2002 – Выступил посредником в переговорах с террористами во время захвата московского
театрального Центра на Дубровке и оказывал медицинскую помощь заложникам.
2002 – Получил титулы «Национальный герой России», «Гордость России», «Человек года», «Персона года» и знак отличия «За заслуги перед Москвой».
2003 – Путин вручил Орден Мужества за самоотверженность, проявленную во время захвата заложников.
2003 – Назначен директором Московского института неотложной детской хирургии и травматологии.
2003 – Именем Леонид Рошаль названа звезда в созвездии Тельца.
2003 – Землетрясение в Алжире. Оказывал медицинскую помощь детям.
2003 – Награжден гражданским орденом «За возрождение России» и стал номинантом премии имени Высоцкого «Своя колея».
2003 – Избран Почетным доктором Академии наук Армении.
2004 – Оказывал помощь детям при техногенной катастрофе аквапарка «Трансвааль» (Москва).
2004 – Выступил посредником в переговорах с террористами во время захвата школы в Беслане и оказывал медицинскую помощь раненым детям и взрослым.
2004 – Награжден гражданским орденом Петра Великого первой степени.
2004 – Стал Членом Совета при Президенте РФ по содействию развития гражданского общества и правам человека.
2004 – Награжден почетным гражданским орденом «Золотой Крест» за служение обществу.
2005 – Назван человеком года Европы 2005 (Reader’s Digest).
2005 – Титул «Звезда Европы 2005» ( Business Week).
2005 – ГРАН-ПРИ «Россиянин года 2005».
2005 – Назначен членом Общественной палаты РФ.
2005 – Руководитель бригады российских детских врачей при ликвидации последствий землетрясения в Пакистане.