РОССИЯ ВЕРНУЛАСЬ В АЗИЮ, ЕВРОПА ОСТАЛАСЬ С НОСОМ
Азартное противостояние энергопроизводителей и энергопотребителей захватывает все больше. Но если энергопроизводители ведут конструктивные переговоры как ради своей выгоды, так и ради обеспечения поставок сырья энергопотребителям, то некоторые энергопроизводители – скорей всего, сугубо из вредности своей – строят непонятные козни и заключают сомнительные альянсы. Между тем, правда должна остаться на стороне сильного – за кем богатые ресурсы и политическая воля.
Рисунок Владимира Молчанова
Неоднократные заявления многих российских политиков о том, что Россия снизила свою активность на постсоветском пространстве и, прежде всего, в Центральной Азии, были фактически опровергнуты 12 мая нынешнего года.
В ходе своего турне по этому региону президент России Владимир Путин подписал соглашение с коллегами из Казахстана и Туркмении о расширении сотрудничества в энергетической сфере. Достигнутые соглашения могут раз и навсегда снять наболевший вопрос о потере влияния Москвы в регионе и вытеснить из Астаны и Ашхабада западных советников.
Возвращение в Азию
Главным достижением трёхсторонних переговоров стало решение о строительстве прикаспийского газопровода. Предполагается, что он пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении, Казахстана и выйдет на российскую территорию, подключившись к её трубопроводной системе. Кроме того, будет проведён капитальный ремонт уже действующей с 70-ых годов прошлого века трубы «Средняя Азия – Центр», пришедшей к настоящему моменту в плачевное состояние.
Одновременное строительство частей единого трубопровода на территориях всех участников проекта начнётся примерно с середины 2008 года. По планам, к 2010 году он должен заработать на полную мощность.
С экономической точки зрения запуск нового канала поставки энергоресурсов имеет большое значение. По предварительным оценкам, уже через два года после запуска в эксплуатацию трубопровода объём экспорта казахского газа увеличится как минимум на 12 млрд. кубометров в год. Туркмения также получит реальную возможность выйти на рынки Запада всей своей сырьевой мощью.
Для России увеличение пропускной способности прикаспийского газопровода также очень выгодно. Прежде всего, не стоит забывать, что повышение объёма прокачки через нашу территорию туркменского и казахского газа принесёт бюджету страны дополнительные средства в виде платы за транзит.
Но главное, что получает Москва в результате реализации проекта, – это эксклюзивный доступ к добыче энергоресурсов в регионе. По заверениям лидеров Туркмении и Казахстана, российские компании будут допущены к их самым богатым месторождениям, с целью их разработки и последующей отправки топлива в Европу.
Прошедшие переговоры России, Туркмении и Казахстана значат гораздо больше, чем просто экономическое соглашение трёх стран.
Весь мир фактически увидел геополитическую революцию, способную изменить расстановку сил в энергетической сфере. Москве в этой ситуации удалось получить то, за что последние годы боролись Брюссель и Вашингтон – стать главным действующим субъектом в двух богатейших ресурсами государствах Центральной Азии. Страны, которые, по проектам Евросоюза, должны были обеспечить его энергобезопасность, практически встали на сторону Кремля. Разве это может радовать ЕС?
По заверениям лидеров Туркмении и Казахстана, российские компании будут допущены к их самым богатым месторождениям, с целью их разработки и последующей отправки топлива в Европу
|
Алтернативы нет
Евросоюз, давно осознавший свою неприятную зависимость от российских поставок газа, ведет активные поиски альтернативных источников поставок углеводородов. Туркмения и Казахстан входили в число потенциальных торговых партнеров ЕС, которые дали бы возможность снизить количество российского топлива в объёме потребляемых Брюсселем ресурсов.
Председатель Международного энергетического консультационного совета Джеффри Вотероус заявлял: «Вопрос не в том, прекратит «Газпром» свои поставки или нет. Важным является всяческое понимание риска того, что это может произойти». Так что эмиссары ЕС зачастили в Астану, а после смерти Туркменбаши и в Ашхабад со своими предложениями.
В частности, ими активно продвигался проект строительства газопровода «Набукко», который должен был связать единым каналом Центральную Азию и Европу в обход России. По дну Каспийского моря труба могла пройти в Турцию, а оттуда – и в ЕС.
До определённого момента казалось, что проект может быть реализован в самое ближайшее время: западные СМИ неоднократно заявляли, что все необходимые договорённости уже достигнуты, да и некоторые заявления казахских и туркменских политиков подтверждали это.
Но «Набукко», видимо, уже не суждено стать реальностью. По крайней мере, соглашения Путина, Назарбаева и Бердымухаммедова говорят нам об этом. Центральная Азия, которая, казалось, готова избрать ориентацию на Запад, перешла на сторону России.
Трудно сказать, какие доводы в пользу сотрудничества именно с Москвой здесь возымели действие – то ли исключительно экономические соображения (альтернативные проекты типа «Набукко» стоят на порядок больше), или же некоторые неизвестные широкой общественности политические договорённости. Но факт остаётся фактом – Россия победоносно вернулась в Центральную Азию. И избавила казахов с туркменами от мучительного выбора между прикаспийским и транскаспийским трубопроводами.
Братья Качиньские. Фрагмент рисунка Владимира Молчанова
Нефтепровод по-маленькому
В то время как лидеры России, Казахстана, Туркмении договаривались о совместной работе, в Кракове проходила встреча других лидеров.
По приглашению президента Польши Леха Качиньски, в гости к нему приехали главы Украины, Грузии, Азербайджана и Литвы. Звали туда и Нурсултана Назарбаева, но он был занят.
Президенты стран, не отличающихся большими запасами полезных ископаемых, но стоящих на пути российского экспорта сырья в страны «более западной» Европы, договаривались дружить против тех, кто собирался в Туркменбаши. Большей частью, против России. На их языке это называлось созданием межправительственной рабочей группы по энергетическим вопросам и создание же компании для развития совместных энергетических проектов.
Об одном таком проекте даже договорились. Решено начать трубопровод Одесса – Гданьск. По идее краковского собрания, он должен стать альтернативой прикаспийского трубопровода. Вот только хорошей идеи, чем его заполнять, пока не родилось. Своего «черного» или «голубого золота» у инициативных президентов нет, а казахское сырье обещает уйти совсем другим путем. То есть краковская альтернатива прикаспийскому трубопроводу выглядит пока жалко.
Да и, если сказать совсем точно, вообще никак не выглядит. Консорциум по строительству пути из Одессы в Гданьск оформится не ранее октября, когда его обсудят в Вильнюсе. Если оформится вообще.
Однако отдельные политики видят только то, что хотят видеть. К примеру, вот как выступил известный своими заявлениями Михаил Саакашвили: «В Кракове мы практически дали начало новой нефтяной дороге... В связи с этим проведение форума в Кракове встретило большое противостояние. Фактически параллельно прошли два энергосаммита, но, несмотря на сложности, было достигнуто большое и важное соглашение».
Несомненно, эта и все прочие реплики грузинского президента были направлены исключительно на внутреннюю аудиторию, дабы убедить электорат в своей профпригодности.
Однако к совместным российско-казахско-туркменским проектам они отношения не имеют. Равно как не имеют к нам отношения безуспешные краковские саммиты.
МНЕНИЕ
Договоренности России, Туркмении и Казахстана порадовали отечественных парламентариев. О чем они и не могли промолчать.
Вадим Густов, председатель Комитета СФ по делам СНГ:
- Не секрет, что страны Евросоюза не обладают сырьевыми ресурсами. Они все сосредоточены в странах СНГ, и как минимум 80 лет эти ресурсы будут востребованы. Поэтому умная, грамотная политика позволит правильно распорядиться природными ресурсами и четко отстроить экономику, используя то, что дал бог.
Андрей Кокошин, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- Трехсторонняя договоренность России, Казахстана и Туркмении о создании Прикаспийского газопровода – крупный шаг по формированию общей энергетической политики стран СНГ, являющихся нетто-экспортерами углеводородов.
ДОСЬЕ
510 километров – и все готово
Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспийского моря. Общая его протяженность составит 1000 км, из которых более 400 км придется на территорию Туркменистана, и более 500 км – на Казахстан.
В пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе трубопровод состыкуется с уже существующим газопроводом «Средняя Азия – Центр».
«Средняя Азия – Центр» функционирует с 1967 года. Он должен подвергнуться реконструкции.
По заверениям лидеров Туркмении и Казахстана, российские компании будут допущены к их самым богатым месторождениям, с целью их разработки и последующей отправки топлива в Европу