Сегодня: Суббота, 23 ноября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРОТЕКА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №43
Детки в клетке
ЦЕПНЫЕ ПСЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Как думаете, что хуже всего знают ученики наших школ? Математику и литературу. Именно это постановило Министерство образования по итогам проведения Единого Государственного Экзамена прошлых лет. То есть предметы, экзамен по которым, по словам министра образования Андрея Фурсенко, должен быть «абсолютно обязательным». Плохо учится наша молодежь. И с большинством тестовых заданий школьники справляются едва ли наполовину. Чересчур сложно? Или ученики неспособные? Бездарные школьники в масштабе целой страны – это повод для паники.




Не секрет, что ЕГЭ – это набор тестовых заданий. Подумаешь, заменили традиционные экзамены тестированием выпускников. На каждый вопрос можно отвечать не глядя. Зато выпускные экзамены одновременно являются приёмными в вуз. В теории набрал 100 баллов, отослал сертификат в понравившийся институт – и ты уже студент.

Только вот на практике больше 70 баллов не набирают даже отличники. А если учесть, что остальные сдающие вообще лишь с половиной заданий справляются, то кого же тогда принимают в вузы?

Министр образования просит «не демонизировать» ЕГЭ: «Давайте попробуем посмотреть на него с позитивной точки зрения, что можно сделать с учётом опыта других стран. Абсолютно уверен, что такие возможности будут найдены».

«Опытом других стран» поделился Сергей Колесников, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию: «Китайцы, например, проводят эксперименты обычно на одной провинции, а потом уже внедряют по всей стране. Правда, провинции у них там по 150 миллионов, как наша страна. Мы постоянно убеждаем наше правительство: давайте подчистим все недостатки, все ошибки и начнем уже внедрять по всей стране, чтобы не так больно было. Мы настаивали, чтобы разработка закона продолжалась до 2010 года».

Но правительство куда-то очень спешит. «Единый госэкзамен насаждается в виде эксперимента с 2001 года. Каковы же его результаты? Что он дал средней и высшей школе? Какую пользу принёс? В какие, наконец, средства обошёлся нашему налогоплательщику?» – вопрошает Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН.



Все равны под солнцем

А выпускные экзамены уже, можно сказать, начались. И ЕГЭ не избежать. Ведь даже если кто-то откажется писать тест в школе, эта кара однозначно настигнет его при поступлении в вуз. Больше всего ЕГЭ боятся родители выпускников – есть с чем сравнивать. Да и как тут не испугаться?

Организаторы относятся к проведению ЕГЭ с серьезностью, которой могут позавидовать даже в армии. В аудитории, помимо учителей, ожидаются общественные наблюдатели. Некто вроде дружинников – люди со специальным удостоверением и особым взглядом на жизнь.

Рассадку детей по аудиториям проводят с помощью компьютерной программы. За 30 минут до начала экзамена компьютер выдает список – кто в какой аудитории будет экзаменоваться. Максимум независимости и объективности. В туалетную комнату ребенок может выйти только с дежурным. Сотовые телефоны оставляются за пределами класса. Вообще все оставляется за пределами класса. Остается уповать лишь на голую память и удачу. Когда экзамен завершается, сразу же на глазах у детей их ответы упаковываются в специальные контейнеры, которые заклеиваются, и открыть их можно только в центре обработки информации.

Звучит невероятно. Настолько, что хотелось бы посмотреть. Но кое-кто и эти меры считает недостаточными. Ректор столичного вуза ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил подключить к решению этой проблемы правоохранительные органы и общественность, а также ввести уголовную ответственность за сознательные подтасовки результатов. Осталось колючую проволоку повесить и собак на цепь у входа посадить.

Но это все с позиции «общественного наблюдателя». А что видит ребенок? Многие ли дети выдержат подобное напряжение?

Представители минобразования настаивают, что выдержать придется. «Мы, например, считаем, что есть некий минимальный уровень оценок по ЕГЭ, ниже которого человек вообще не имеет право поступать в вуз ни на платные, ни на бюджетные места», – говорит Андрей Фурсенко. По его определению, ЕГЭ «должен оказаться неким фильтром». Но есть ли кого фильтровать?



Кто в лес, кто по дрова

По данным Института возрастной физиологии РАО, среди детей 15-17 лет 22% учащихся имеют третью – самую низкую группу здоровья. А 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано с образовательной средой. И, несмотря на то, что образование вошло в число приоритетных проектов, уровень образования и культуры учащихся все падает и падает.

От преподавателей вузов все чаще слышно, что «вот в наши годы…». Школьные учителя, в свою очередь, рассказывают о детях, для которых матерщина на уроках давно превратилась в норму. А по данным Олега Смолина, первого зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы, «15% детей вообще не получают среднего образования».

Помножим это все на слова Андрея Фурсенко о том, что «если в 1998 году в школах России училось 22 миллиона ребят, то сейчас их менее 15 миллионов, а к 2008 году будет 13 миллионов», и получим результат: у нас сегодня 2,5 млн. детей вообще не знают, что такое школа.

В советские годы сложилась вполне определенная образовательная система, на которую мы до недавнего времени полагались. В начале нового века российское образование стало все ближе приближаться к западным образцам. С одной стороны, вузы подписались под Болонским соглашением, с другой – в школах вводится тестовая система оценки знаний.

«Новая система не свойственна российской ментальности и не соответствует нашим традициям, – говорит известный математик Виктор Левадный. – В России существует одна из последних сложившихся в XIX веке в Германии образовательных систем. И она разрушается. Ну не будет у нас работать новая, как не будет, например, неподкупных гаишников, как в Америке полицейских».



Не надо преувеличивать

Как считает Сергей Комков, «конечная цель ЕГЭ – оглупление русской нации, низведение её до уровня бессловесного стада. Один из инструментов этой диверсии и есть единый госэкзамен».

Но главный порок этой «диверсии» в том, что она со школьной скамьи ломает всю психологию учащихся. Они уже не стремятся получать глубокие знания или думать, прекрасно понимая, что в конце концов от них потребуется только умение «угадать». Да и учителя вынуждены стремиться не к обучению, а к банальному натаскиванию.

Во всяком случае, к заметному расслоению среди вузов единый экзамен уже привел.

Андрей Фурсенко так и говорит: «Что касается профильных предметов, то я считаю, что ведущие вузы имеют право выбора своего студента. Поэтому вполне допустимо, что такие вузы, как МГУ, Московский физический институт будут устанавливать дополнительные испытания для студентов». Новая система может привести к тому, что воспитанники ЕГЭ заполонят места во всех остальных вузах, раз в МГУ все равно не пустят, и напрочь нивелируют уровень высшего образования.

Ясно, что стандартизация в конечном итоге невозможна. Ведь как быть с творческими специальностями или вузами спортивного профиля? Для подобных профессий необходимы отдельные вступительные экзамены. ЕГЭ сюда не подходит. Получается, что отмена многоступенчатого экзаменационного марафона породила лишь новую, ещё более запутанную систему.

Создатели ЕГЭ связали одной веревочкой школу с вузом. Однако у школы и института совершенно разные задачи. Школа не может обеспечить поступление в любой вуз, даже если и декларирует это. Школа подчеркивает статус социальной зрелости выпускника. Это фундамент для дальнейшего развития личности. Вуз же выпускает специалистов в конкретной области.

Получение высшего образования – это персональная проблема абитуриента, но не школы. Так же как поиск работы – это задача выпускника, а не вуза. Но есть опасность того, что вуз скоро будет готовить настолько стандартизированных специалистов, что на работу их никто не позовет. А школу заполнят «таланты», которых не примут даже техучилища.



КСТАТИ



Впервые эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 году в 5 регионах России по восьми дисциплинам. В 2006 единые госэкзамены сдавали около 950 тыс. школьников в 79 регионах. Свыше 2 тыс. высших и средне-специальных учебных заведений засчитывали баллы ЕГЭ в качестве оценок вступительных экзаменов. Эксперимент по введению ЕГЭ до 2009 проводится на добровольной основе. В 2009 ЕГЭ вводится повсеместно.

   
стр.15 // СИРОТИН Арсений
Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap