|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №45 |
Старая Русса |
БАНДИТЫ, СОЛЬ И ДОСТОЕВСКИЙ
Россия отметила День славянской письменности и культуры. Чем не повод, чтобы познакомить вас с одним из «самых русских» городов Отечества. Он носит название Старая Русса, расположен в Новгородской области. Старая Русса – не просто один из тысяч малых городов Российской Федерации, в которых, по статистике, проживает около трети населения России. Это – один из древнейших городов нашей державы, город-музей (упомянут впервые в летописи в 1167 г.), город Достоевского, который здесь жил и творил, написал здесь, в частности, роман «Братья Карамазовы». Прототипом города, в котором происходит действие романа, стала именно Старая Русса… Полтора десятка лет назад, зимой 1993 года, в Германии я беседовал с Романом Николаевичем Редлихом, русским философом-эмигрантом, учеником Ивана Ильина, Семёна Франка, Николая Лосского. Рассказывая о древнем Георгиевском храме в Старой Руссе, прихожанином которого был Достоевский, а настоятелем в пору нашей беседы с Редлихом архимандрит Агафангел, блистательный проповедник, богослов и почитатель Достоевского, я не удержался и спросил: «Роман Николаевич, как вы думаете, что имел в виду Достоевский, когда говорил, что красота мир спасет»? Он задумался: «О, это вопрос! Что такое красота? Красота входит в триединую философскую формулу: добро, красота и истина; она входит не просто, а как бы взаимопроникая. Добро всегда красиво, и истина всегда красива. И я думаю, что Достоевский это имеет в виду. Осознание же этого триединства сложилось у него, вполне возможно, именно в Старой Руссе, в этом благословенном граде, где он жил с семьей, где творил, где иногда бывал по-настоящему счастлив, встречаясь с красотой добра и истины, постигая их в этом древнем русском городе».
Возрождение собора и криминальные разборки
Рушане – именно так называют жителей города (не по-новому, староруссцы, а на старинный лад!) – гордятся тем, что стали хранителями древнего культурного слоя с сотнями ценнейших археологических находок, включая и знаменитые берестяные грамоты. Впору тягаться с ней только таким археологическим уникумам, как Великий Новгород, Псков, Москва... Да она и на самом деле сверстница Москвы: о Старой Руссе как о крепости летопись упоминает уже в записи о событиях 1167 года – там, где говорится о походе князя Святослава: «В лето 6675 (по современному летоисчислению это 1167 год)... Святослав пришел с суздальцами и с смоляны и с полоцаны к Русе, идоша Новгородцы с Якуном противу их, они же не дошедьще, воротишася, не успеша бо ничтоже...»
Чем древнее город, тем больше о нем сложено преданий. Так и со Старой Руссой. Вот как звучит воспроизведенный русским и украинским историком Николаем Костомаровым отрывок одной из легенд об основании Новгорода, где речь идет и о городе «Русь», и об истоках его имени:
«Два брата – Словен и Рус вместе со своими приближенными решили найти новое отечество. Продвигаясь на север, дошли они до озера, которое назвали Мойско. Из озера вытекала река. Гадание предсказало им, что следует остановиться здесь на жительство. У истока реки они и поселились. Озеро было переименовано в честь дочери Словена в Ильмень, а реку по имени сына Словена Волхва назвали Волхов. Именем младшего сына Словена был назван Волховец. А основанному ими городу дали наименование Словенск (тут необходимо сделать первый комментарий: Словенск, Славянск или просто Славно – имя одной из крепостей на территории будущего Новгорода, сейчас есть еще в Новгороде Славенский холм...). Рус поместился у соляного колодца и основал город по имени Руса. Одной из рек он дал имя жены – Порусья, а другой реке – имя своей сестры – Полисть...» Такая вот сложена была легенда.
С очевидностью же можно сказать, что град Старая Русса основан был действительно славянами, на великом водном пути из варяг в греки. Именно через Руссу с ее крепостью и соляными промыслами пролегала торговая дорога «из Руси (Киевской) на Русу (старую) в Новгород», упоминаемая так в летописях от 1120 года.
Ну, что касается рек, то действительно текут в городе реки Порусья и Полисть. Стрелка, мыс у слияния Порусьи и Полисти – одно из самых красивых мест в Старой Руссе. Предки наши понимали красоту и проще, и вернее, чем мы. Потому и возвели они на этом мысу в XVII веке прекрасный пятиглавый Воскресенский собор, лишь в 1992 году возвращенный верующим. Еще можно сказать позавчера работал в нем Музей северо-западного фронта и партизанского края, с суровой и весьма по-большевистски напыщенной экспозицией, где в алтаре храма висел… огромный портрет Василия Теркина.
Но нашлись в Руссе люди, сердцем понявшие, что пришла пора собор возрождать. Мне тогда так и сказал старорусский военком Валерий Джумаев: «Вот когда ударят колокола с колокольни Воскресенского собора, буду знать – Русь жива, Русь поднимается». И ведь не для красного словца сказал, а сделал, чтобы колокола эти зазвучали... Как и многие другие, как тогдашний директор завода «Старорусприбор» Александр Кузнецов. Он-то и возглавил в Старой Руссе общественный фонд «Возрождение». Правда, Сашу в 2004 году убили бандиты, проломив череп, убили подло, ночью, на дороге… И это, к несчастью, – тоже одна из черт современной Руссы, до которой уже долетают горячие осколки криминальных разборок в Петербурге и Великом Новгороде, который уже рискует превратиться в аналог Чикаго…
Воды старорусские
Когда в 1990 году я приехал в Руссу по тем же делам – возвращения Воскресенского собора, приехал с командировочным удостоверением «Огонька», то тогдашний мэр города довольно жестко сказал мне: «Мы на поводу у этих церковников не пойдем. В соборе будет только военный музей...». Запись эту сохранил мой бесстрастный диктофон. Ну а затем тот же мой собеседник выступил едва ли не первым инициатором объявления дня празднования 1 октября Старорусской чудотворной иконы Богоматери нерабочим днем в Старой Руссе...
Герб старорусский, тоже, так сказать, был официально реабилитирован: занял свое место в самом центре, в сквере, где раньше «экспонировались» лики победителей социалистического соревнования, а затем – и на новом официальном знамени города. Кстати, два слова о гербе. Его пожаловали Старой Руссе, как и многим другим городам России, в конце XVIII века. Произошло это в 1781 году. Представляет он собой щит, разделенный пополам. В верхней части щита повторялись элементы новгородского губернского герба, а в нижнем поле – оно было зеленого цвета – изображалась струя воды, льющая из трубы на црен – большую железную сковороду для вываривания из соленой воды кристаллической соли на топящейся печи, символизируя основное (разумеется, в древности основное) занятие рушан – солеварение...
Соленой, минеральной воды здесь действительно вдосталь: под городом ее целое море. Солеварение стало причиной возникновения здесь, при слиянии Порусьи и Полисти, в X веке поселения. Стала добыча соли и основой экономики нового города...
Именно этой соленой водичкой, минералами богатой, да еще и грязью целебной, уникальной, лечат в этом городе от ста болезней. Старорусскими водами пользовался и великий русский писатель Достоевский, они оказались полезными для его жены и детей. Вот как описывает супругу Фёдора Михайловича, Анна Григорьевна, прибытие в Старую Руссу на корабле через Ильмень: «...Ехать было чудесно: озеро Ильмень было спокойно, как зеркало; благодаря безоблачному небу оно казалось нежно голубым, и можно было подумать, что мы находимся на одном из швейцарских озер. Последние два часа переезда пароход шел по реке Полисти; она очень извилистая, и Старая Русса, со своими издалека видневшимися церквами, казалось, то приближалась, то отдалялась от нас».
Со Старой Руссой связаны восемь последних лет жизни великого писателя. Здесь он купил дом, ставший едва ли не единственной его собственностью, дом, где жила его семья. Именно в нем, на берегу реки Порусьи, Достоевский написал часть романа «Бесы», роман «Подросток», создал и большую часть романа «Братья Карамазовы». Прототипом города Скотопригоньевска, места действия романа «Братья Карамазовы», и прототипами части его обитателей стали именно Старая Русса и ее жители.
|
|
|
стр.22 |
// ГОРБАНЕВСКИЙ Михаил |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|