МОЛДАВСКОЕ ВИНО ГОТОВО ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Маленькие государства с ограниченными возможностями должны быть особенно вежливы в мировой политике – их настоящее и будущее почти всегда зависит от более крупных государств. Вот приезжал в конце июня в Москву к президенту большой России президент маленькой Молдавии и договорился о том, что запрет на ввоз его вин на наш рынок будет снят. Этот шаг официальные источники объясняют тем, что качество молдавской продукции стало удовлетворительным. А неофициально и так всё понятно.
Согласно сообщению пресс-службы молдавского президента, стороны на переговорах обсуждали «актуальные вопросы российско-молдавского сотрудничества, в частности урегулирование приднестровского конфликта и возобновление поставок молдавского вина на российский рынок».
Приоритеты известны. Молдавия крайне заинтересована в том, чтобы было кому продать алкоголь. Настолько заинтересована, что молдавский лидер Воронин подробно пообещал Путину в ближайшее время ужесточить контроль качества производимых в стране вин: проверку будут проходить документы о количестве винограда, выращенного в стране, данные об объемах производства и экспорта вина, а также сами компании-импортеры и дистрибуторы вина в Россию.
Россия же заинтересована в том, чтобы остаться в Приднестровье и сохранить влияние в регионе. Вино же – это так, факультативно, под настроение. Разрешить импорт вина – не проблема. Проблема в том, кто его будет пить.
Цена послушания
Но деваться Молдавии вообще некуда – влияние винных предпочтений российского потребителя на экономику этой страны огромно.
Алкогольная отрасль – ведущая в местной экономике. Она составляет 20% ВВП, а работает в ней 27% трудоспособного населения республики. 95% произведенного в Молдавии вина уходит на экспорт. Абсолютное большинство поставок происходит в страны бывшего Союза. Россия до недавнего времени потребляла три четверти этого винного экспорта. Остальная четверть выпивалась белорусами, украинцами, казахами, немного – армянами и таджиками. И совсем редкую возможность попробовать изделия бессарабских умельцев имеют обитатели Японии, Турции, Дании, Канады и ещё нескольких стран. Вопрос, насколько часто они ей пользуются.
Именно отказ российских политиков пускать бессарабское вино на свою территорию чуть не угробил Молдавию. До конца 2006, запретного года, объём промпроизводства в опальной стране упал почти на 7%, вина было произведено вдвое меньше. Стало кристально ясно – ещё год-другой такого кризиса, и Молдавию можно было бы объявлять банкротом.
Вот и пришлось Воронину лететь, спустя год после введения санкций, в Москву торговать вином. То есть как торговать. На самом деле, ему ещё и доплачивать пришлось – хорошим поведением, конструктивным обсуждением будущих цен на газ и так далее.
Санитар большой политики
Вообще, показательно, насколько быстро поставили тогда на место Молдавию, а заодно и Грузию. И, наверное, самым обидным стало для тамошней политической элиты то, что это было сделано руками, в общем-то, технического специалиста – главного санитарного врача России Геннадия Онищенко.
Полный запрет на ввоз вина и виноматериалов из Молдавии и Грузии действовал с 25 марта 2006 года. Тогда Роспотребнадзор, руководимый санитаром, приостановил действие уже выданных санитарных заключений на продукцию, выпущенную на территории указанных государств, а также распорядился принять меры по недопущению на территорию России изготовленного там вина и виноматериалов. А спустя некоторое время, в июне того же года, ведомство потребовало от дистрибуторов утилизировать оставшиеся у них запасы молдавского вина. В общем, заразу искореняли дочиста.
Полки отечественных магазинов опустели, многие дистрибуторы свернули бизнес, кое-кто разорился, зато Молдавия и Грузия были примерно выпороты. В частности, первая потеряла около трети миллиарда долларов – и это только оценочно.
Теперь жизнь, как рассчитывает Кишинёв, налаживается. Но Тбилиси терпит. По словам Онищенко, с той стороны «никаких импульсов не поступало». То есть Саакашвили билет в Москву пока не заказывал.
Вино без спроса
А с Молдавией, так получается, мы произвели неравноценный размен. Воронин в Кремле согласился со всем в расчёте на возвращение вин. Вот только возврат не гарантирован.
Освободившаяся после прошлогоднего выхода на авансцену Онищенко доля рынка была оперативно заполнена отечественной продукцией, дешёвыми марками из Франции, Италии, Испании, Германии, Аргентины, Болгарии, Румынии, Венгрии, даже Украины. Молдавские виноделы это видят и потому рассчитывают «отбить» максимум треть от того, что было. Делать это они собираются – да и другого выхода нет – поставками коллекционных и марочных вин и коньяков. Найдет ли возвращённый импорт своего потребителя – покажет сентябрь, когда на прилавках магазинов появятся первые молдавские «делегаты»…
Как показывает поучительный пример Молдавии, экономику надо диверсифицировать. Чтобы потом не кататься к капризному потребителю с щедрыми подарками.
ИХ НРАВЫ
Соединённые Штаты Америки – чуть ли не мировой чемпион по применению экономических санкций. В период с 1918 по 1992 год США применяли санкции 54 раза. Но с 1993 и по 2002 год они пользовались этим инструментом 61 раз.
По состоянию на 1997 год (более свежая статистика недоступна), 42% населения мира проживало в государствах, которые подвергались различного рода санкциям со стороны США.
При этом такой метод борьбы близок и республиканцам, и демократам. К примеру, конгрессмены, принадлежащие к Демократической партии, в 1980-е годы активно настаивали на необходимости введения санкций против ЮАР. В 1990-е годы республиканцы настойчиво пытались установить санкции в отношении государств, где гонениям подвергаются христиане.
Как показали исследования Организации Международных Инвестиций, даже местные органы власти США не отказываются от удовольствия «поработать» с кем-либо во внешнем мире экономически. Более 25 городов США установили санкции против других стран: более всего страдают от этого Мьянма (Бирма), Нигерия, Китай, Индонезия и Куба.
По материалам агентства Washington ProFile
АРХИВ
Экономические санкции – один из древнейших инструментов внешнеполитической борьбы. В то же время, история показывает, что этот инструмент редко когда помогает решить проблему, если спорят примерно равные по экономическому могуществу государства.
Первый известный пример использования санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это стало главным поводом к началу Пелопонесских войн. С тех пор мало что изменилось.
Первая мировая война стала естественным выходом из лабиринта накопившихся к тому времени торговых конфликтов. Так, необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией тогдашними политиками обосновывалось необходимостью «защиты национальных торговых интересов против германской экспансии».
Вторая мировая война разразилась не только из-за того, что так захотелось Гитлеру. Развитые государства просто защищали свою торговлю после того, как после планетарной экономической депрессии 20-30 годов XX века многие страны повысили таможенные тарифы и понизили квоты на ввоз импортных товаров. А вступлению Японии в войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами. Причём когда США, тогда ещё не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в Японию, та, практически лишенная собственных источников нефти, сочла это актом экономической агрессии и атаковала именно Штаты, а не занятый войной с гитлеровцами СССР.
В то же время, санкции, вводимые развивающимися странами против стран развитых, обычно приводят к неприятностям именно для инициаторов ограничений. К примеру, 20 октября 1973 года арабские страны-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США. Этот шаг был предпринят в знак протеста против американской поддержки Израиля. В результате, мировые цены на нефть выросли в несколько раз. В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. Но больше всего пострадали сами арабские государства. После «нефтяной атаки» Запад кардинально изменил свою энергетическую политику: автомашины – главные потребители нефтепродуктов, стали более экономичными, страны-импортеры начали активно искать альтернативные источники нефти, а исследовательские организации получили колоссальные средства на поиск иных источников энергии, способных заменить нефть. Кроме того, эмбарго 1973 года надолго ухудшило отношения арабских государств с Западом и на несколько лет лишило их доступа к инвестициям и технологиям.
По материалам агентства Washington ProFile
|