КТО ПРИМИРИТ АРАБОВ С АРАБАМИ
Россия становится авторитетным посредником в деле урегулирования споров двух противоборствующих палестинских группировок. На сей раз, спустя положенное время после визита активистов «Хамас», в Москву приехал лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас и провёл переговоры с Владимиром Путиным. Теперь в Кремле следует ждать представителей США, которые было думали заняться урегулированием в регионе единолично.
Очередной гость с Востока на переговорах с российским лидером всячески старался показать своё спокойствие и уверенность, но всё равно чувствовалась нервозная напряжённость. Лидеру ПНА было по поводу чего переживать: после того, как в июне радикальная организация «Хамас» взяла под контроль Сектор Газа, а возглавляемое Аббасом движение «Фатх» оставило за собой Западный берег реки Иордан, Палестина оказалась расколота надвое. Чуть ли не ежедневные перестрелки свидетельствуют о фактическом начале гражданской войны.
Запад и Израиль со своим выбором уже определились, сделав ставку на Махмуда Аббаса и его «Фатх», полностью прекратив какие-либо контакты с «Хамас». И только Россия сознательно расширяет горизонты дипломатии: поддерживая законного лидера Палестины и его «Фатх», Кремль не прекращает вести открытый диалог с «Хамас».
Аббас, направляясь в Москву, мечтал перетянуть Россию на свою сторону, убедив Кремль поддержать «Фатх» и отказаться от идеи трёхстороннего диалога, одним из участников которого должен стать представитель «Хамаса».
Не получилось – Россия не собирается отказываться от общения с оппонентами Аббаса.
Арабы устали
«Хамас» к настоящему моменту оказался в политической изоляции. После того как организация осуществила силовой захват Сектора Газа и отказалась сотрудничать с «Фатх», Запад прекратил с ней всяческие контакты.
Отворачиваются от «Хамас» и некогда верные союзники. Так, президент Египта Хосни Мубарак заявил о том, что он окончательно разочаровался в способностях радикалов управлять автономией. По его признанию, «с «Хамас» нет шансов» на мирное урегулирование. Корень проблемы в том, что эта группировка никогда не согласится на подписание соглашения с Израилем, а без него говорить о мире на Ближнем Востоке бессмысленно. Равно как и пытаться договориться о мире в регионе без участия «Хамас».
Конечно, в глубине души все арабские деятели не испытывают к Тель-Авиву ни малейшей симпатии. Тот же самый Хосни Мубарак помнит, какой урок преподал Израиль его стране в 1967 году – в считанные дни египетская армия была вдребезги еврейскими вооружёнными силами.
Впрочем, и к радикалам отношение всё более опасливое. Взять для примера опять же Мубарака – он неоднократно объявлен «предателем» и приговорён рядом террористических организаций к смерти за сотрудничество с Израилем. Исламисты несколько раз совершали нападения на объекты египетской туристической индустрии, пытаясь подорвать основы экономики государства.
Так что раздражение нарастает. Арабский мир устал нянчиться с радикалами и терять время в безнадёжных попытках найти точки соприкосновения с Тель-Авивом. Согласно некоторым источникам, действия исламистов надоели ряду ближневосточных лидеров настолько, что они даже дали задание своим спецслужбам подготовить операцию по свержению «Хамас». И вариант ликвидации лидеров группировки становится всё более реальным.
«Хамас» – друг
Но Россия, несмотря ни на что, не торопится разрывать отношения с «Хамас». И даже обвинения Запада, что, мол, Москва вопреки международным нормам ведёт переговоры с террористами, не кажутся Кремлю существенным доводом. По мнению России, озвученному заместителем директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД Олегом Озеровым, «Фатх» – это светское национальное движение, а «Хамас» – это движение с очень сильной исламской составляющей». И не более того. Никто никого террористами не называет. Здесь все – партнёры. И светское движение, и движение «с составляющей».
Сергей Лавров неоднократно заявлял, что в Москве по-разному относятся к «политической» и «военизированной» структурам движения «Хамас». По словам министра, российская администрация считает возможным продолжать диалог с его политическим крылом, но не будет осуществлять никаких контактов с «Бригадами Изз ад-Дина аль-Касама» или иными военизированными формированиями палестинских исламистов. И хотя в реальности провести грань между ними невозможно, наша дипломатия от своих слов не отказывается.
Без результата, но с подарками
И Аббас, побывав в России, в этом убедился. Наша страна продолжит следовать ранее выбранному курсу. Ставка на трёхсторонний диалог с участием России, «Хамас» и «Фатх» останется неизменной. Аббасу доходчиво постарались объяснить такое положение вещей, но, правда, заверили, с ним сотрудничество будет самым плодотворным. Путин заверил палестинского гостя, что Москва будет поддерживать его как законного лидера автономии. А замглавы МИД Андрей Денисов даже заявил, что Россия в самое ближайшее время сократит свои контакты с группировкой «Хамас» и не будет в обозримом будущем проводить встречи на высшем уровне с руководством этой организации: «В настоящее время мы несколько снизили уровень взаимодействия с «Хамас». Эта акция имеет целью повлиять на руководство организации, прямо либо косвенно, и поощрить их восстановить национальное единство в Палестинской автономии».
Пожалуй, это максимум уступок, который добился Аббас (в то же время, количество слухов о скором приезде в Москву высшего руководства «Хамас» только увеличивается).
Куда большей радостью для Аббаса стали обещания предоставить в самом скором времени Палестине гуманитарную помощь. С нищими регионами так принято договариваться – если политические взгляды сторон не сходятся, в ход идут «благотворительные» аргументы.
А кроме одеял и тушёнки, Россия объявила о готовности предоставить палестинцам 50 бронетранспортеров, но при условии их использования исключительно для поддержания законности и порядка на Западном берегу.
Похоже, что Аббас съездил в Россию не в дипломатическое турне, а в шоп-тур.
Объективная необходимость
Желание России вести переговоры с «Фатх», не разрывая при этом связей с «Хамас», не должно восприниматься как непонимание ситуации. На данный момент посредничество между упорствующими арабами – это пока единственный способ сохранить целостность ПНА и предотвратить надвигающуюся гражданскую войну в регионе.
Москву беспокоит резкая активизация США в нелёгком деле палестино-израильского урегулирования. При поддержке Вашингтона Израиль уже предложил Аббасу мирный план, который предполагает создание Палестинского государства на территории 90% Западного берега. Но что будет с оставшимися 10% земель ПНА, пока не до конца ясно.
Судьба же Сектора Газа остаётся под вопросом. Попытки создания «санитарных зон» безопасности постоянно заканчивались неудачами и приводили только к обострению ситуации. Подвергнуть контролируемые «Хамас» территории Палестины блокаде – тоже не выход. Изоляция мирного населения несёт в себе угрозу гуманитарной катастрофы, которая тяжёло отразится на всём Ближнем Востоке.
Кроме того, отказ от попыток мирного урегулирования внутрипалестинского кризиса, который возможен не иначе как при диалоге «Фатх» и «Хамас», лишь только стимулирует рост радикальных настроений. Объявление организации «Хамас» вне международного закона оставляет вне закона и всех её сторонников, которых, как показали парламентские выборы 2006 года, неизмеримо много. Им просто больше ничего не останется, как вновь вернуться к террористическим методам борьбы за свободу.
Активность США в палестино-израильском вопросе вполне объяснима: Вашингтон намерен оставить в стороне так называемый ближневосточный квартет и полностью монополизировать процесс мирного урегулирования. Россия, входящая наряду с ООН, Евросоюзом и теми же США в эту неофициальную «четвёрку», стремится воспрепятствовать очевидным планам Белого дома.
И в этом локальном противостоянии с США России может помочь именно Махмуд Аббас. Своим визитом в Москву палестинский лидер показал, насколько для него важна позиция Кремля. Поэтому Вашингтон, так или иначе, будет вынужден контактировать с Москвой – вопреки собственным намерениям. Ведь этого хочет Палестина.
|