ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ДОЛЖЕН ВЫТЯНУТЬ СТРАНУ ИЗ КРИЗИСА
Россия мучительно и трудно старается слезть с «нефтегазовой иглы» и вновь, как и в лучшие советские времена, перейти на траекторию промышленного, высокотехнологичного развития. И здесь нынешним обитателям Кремля приходится гораздо труднее, чем сталинцам. (Более близких аналогий исторического момента просто нет). Перед страной снова встает задача: за десять лет совершить скачок в промышленном и научно-техническом развитии. Сегодня это направление курирует первый вице-премьер Сергей Иванов. Станет ли его имя в ряд с именами великих государственных менеджеров первых советских пятилеток?Иванову трудноОбстановка в нынешней РФ здорово напоминает тяжелое положение молодого СССР в конце 1920-х годов и после 1945 года. Так же, как и ранний Советский Союз с 1917 г., РФ с 1991 г. понесла чудовищные потери в людях, квалифицированных кадрах, промышленном потенциале. Даже, пожалуй, большие утраты: красные все же не теряли индустриально развитой Украины. В уцелевшей индустрии – проблемы страшного устаревания оборудования, его физического износа, старения квалифицированных кадров. Впрочем, кто не знает обо всех этих опасных проблемах?
В военном плане аналогии более чем прозрачны. Итак, Совроссия 1927 года – это слабая немеханизированная пехота с винтовками образца 1891 года, конница с шашками и пулеметными тачанками, ничтожные ВВС на латаных-перелатанных аэропланах, устаревшая артиллерия и бледная тень флота Российской империи. Ей противостоят развитые враги, способные бросить в бой танки и самолеты, моторизованные части и химическое оружие. Авианосцы и дредноуты. А что сегодня? «Беловежская Россия» противопоставляет футуристической мощи США и НАТО оружие прошлой эпохи.
Восстановить позиции
РФ сегодня приходится все-таки хуже, чем раннему СССР. Сталинцам-организаторам двух рывков в развитии страны (1930-е и 1945-1950-е гг.) довелось соревноваться с Европой, сильно подорванной – морально и материально – двумя мировыми войнами, и с пускай сильными, но далекими США. России наших дней приходится соревноваться не только с Америкой и Евросоюзом, но и с колоссально усилившимся с 1985 г. Китаем, со странами Тихоокеанского бассейна, с Индией, Бразилией, Южной Кореей и даже Турцией. За 90-е годы ХХ века и начало первого десятилетия нового столетия русские сильно отстали уже не только от Запада, но и сильных незападных стран. Пока в РФ шел дележ собственности и власти, но стояло развитие, мир худо-бедно шел вперед. Прибавьте к сему суровый демографический кризис, который был неизвестен сталинцам. Прибавьте проблемы нехватки электроэнергетических мощностей и дефицит природного газа.
Открывая 22 июня 2007 года заседание правительственной комиссии по развитию промышленности, технологий и связи, первый вице-премьер Сергей Иванов вынужден был признать аховую ситуацию в наших передовых сферах промышленности:
«Реалии сегодняшнего дня таковы, что технологическое отставание России от ведущих стран мира не только не сокращается, но по отдельным направлениям даже увеличивается». И это, мол, происходит при том, что «по сравнению с самыми развитыми в технологическом отношении странами мы обладаем явными преимуществами — это уникальные природные ресурсы, значительный научный потенциал и, конечно, очень высокий образовательный уровень населения». Поэтому, считает Иванов, «России необходимо преодолеть технологическое отставание от ведущих стран мира», для чего надо «преодолеть узковедомственные подходы, препятствующие научно-технологическому развитию страны». Чуть раньше, на коллегии Минформсвязи, Иванов говорил о том, что к 2015 г. нужно рывком ликвидировать отставание РФ от развитого мира в области телекоммуникаций, электроники и информационных технологий, восстановив позиции СССР, что занимал в этом отношении второе место в мире.
Сталинцам было проще
Но давайте сравним нынешнюю обстановку и ту, что сложилась в СССР после 1945 года. Здесь действительно можно сопоставлять. Итак, первый вице-премьер Сергей Иванов – куратор высокотехнологичных проектов. Он занимает место, аналогичное заместителю председателя сталинского правительства (вице-премьера нынешним языком) Лаврентия Берии. И тот, и другой ответственны за важнейшие, критически для судьбы страны проекты и программы. Но у сталинцев их гораздо меньше! У них нет такого отставания от Запада во всех отраслях. Да и за проекты приходится браться все же последовательно: сначала – за атомный, потом – за проекты создания современных реактивной авиации, ракетотехники, радиолокации, электроники.
А теперь поглядите на Сергея Иванова: ему приходится одновременно курировать и нанотехнологический проект (аналог атомного), и сложнейшую программу спасения отечественного авиапрома, и судостроение, и развертывание спутниковой навигации ГЛОНАСС (равно как и иные космические программы), и процесс спасения оборонной промышленности, и дело перевооружения армии, и автопром, и транспорт, и программы развития связи, и спасение электронной индустрии. Здесь же – напряженные планы по спасению и развитию ядерной промышленности РФ. И это при том, что список обречен на пополнение! Ведь еще никто всерьез не брался за восстановление критической для национальной безопасности РФ и ее развития отрасли: разгромленного в 90-е годы станкостроения. Или за энергосбережение. Или за энергетическое машиностроение.
Да, Иванову явно труднее, чем сталинским менеджерам. На него замкнуто слишком много программ и «проблемных зон».
Вопрос можно поставить даже так: а справится ли нынешнее государство с тяжелыми задачами, что пали на его плечи?
Кризис управленцевКонечно, обстановка сегодня разительно отличается от 1998 года. Тогда гнило, погибало и падало все. Сегодня же власть реально нашла большие деньги для вложений в сложное машиностроение и научно-технические проекты. Военные самолеты РФ продвигаются на рынке. Началась разработка новых авиалайнеров – «Сухой СуперДжет» и МС-21. Оглашаются планы, о которых мы недавно могли только мечтать – перевооружения отечественных ВВС, например.
Однако этого уже мало. Проблемы РФ нарастают темпами, что покуда опережают усилия властей. Взять хотя бы ту же гражданскую авиацию. Омерзительные неолиберальные варвары, уничтожив страну в 1991-м, разгромили «Аэрофлот» на 400 жалких и нищих осколков, а авиастроение фактически уничтожили. Кадровый его потенциал почти утрачен к нынешнему дню. Производственные возможности сократились на 70 процентов по сравнению с советскими временами. Если советская РФ в 1990 г. произвела более ста гражданских авиалайнеров, то сегодня мощности «Объединенной авиастроительной корпорации» – это максимум 20 машин в год. И вот итог: в 2006 году у всех авиакомпаний РФ было полторы тысячи авиалайнеров, львиная доля коих – советской постройки. К 2015 г. будут списаны 90 процентов этих машин (данные Минтранса РФ). Останется в строю полторы сотни. Нужно где-то взять полторы тысячи новых самолетов. Но где? Создаваемая нынче «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) планирует к 2012 году построить 431 лайнер. Значит, удастся выпустить не более восьмисот воздушных судов в 2015 г. А где взять недостающий крылатый парк еще в семьсот самолетов? Покупать и брать в лизинг подержанные машины за рубежом? Но у карликовых авиакомпаний РФ не хватает денег на это. Мощного «Аэрофлота» уже нет. Что дальше? Образуются очереди в аэропортах? Миллионы людей не смогут передвигаться по России? Это, знаете ли, чревато распадными процессами. Люди просто скажут: «К черту Москву! Хватит платить ей налоги, давайте сами закупать самолеты. Хоть в Бразилии, хоть в Америке!»
И так ведь не только в авиастроении. Вот уже глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний заявляет о том, что к 2015 году придется списать очень много траулеров. Если не обновить рыболовный флот, то добыча морских биоресурсов в РФ упадет на 20 процентов.
Обостряется кризис управляющих кадров верхнего эшелона. Сергею Иванову не на кого опереться в прямом смысле этого слова! Сталин, скажем, после 1945 года имел в распоряжении корпус проверенных делом высших руководителей промышленности. Они прошли отбор в ходе двух первых пятилеток форсированного развития и в сверхнапряжении Великой Отечественной. В обойме Сталина числились успешные организаторы – Устинов, Завенягин, Ванников, Хруничев. У него были Туполев, Ильюшин и Яковлев. Эти люди показали реальные успехи, успешно руководя главками и предприятиями. А кого, скажите на милость, двигать в свои помощники первому вице-премьеру Иванову? За 16 лет с гибели СССР в стране не было масштабных проектов, создающих принципиально новое. На чем могли выдвинуться талантливые администраторы и конструкторы? Сегодняшние аналоги Устинова или Ванникова подобраны по каким угодно критериям, только не по способности осуществлять прорывные проекты. И это не вина, а беда Сергея Иванова.
Мертвецы работать не будут!Кризис государственного менеджмента уже сказывается. Например, объявлена огромная программа «Роснанотеха», в нее вкачиваются большие деньги, но нет ясных критериев успеха или неуспеха проекта. Или вот пример с ГЛОНАСС: объявили о том, что уже в 2008-2009 в нее вкачают приличные деньги. И тут же выясняется, что надлежащий, надежный спутник для системы будет сделан только к 2010 году. Куда же деньги-то уйдут?
Но есть и вторая причина организационного кризиса: недостаточность одних лишь денежных вливаний. Многие стоящие у власти пребывают в уверенности: вот сейчас бабло победит зло! Вот сейчас дадим денег, скомандуем министерствам и предприятиям – и нам, как из рога изобилия, посыплются нанотехнологические чудеса, новейшие самолеты и космические аппараты, корабли суперкласса и так далее.
Не выйдет. Когда-то это было так, и камнем преткновения были именно деньги. В 1992-1995-м. Тогда еще сохранялись созданные Советским Союзом научно-производственные объединения, НИИ и конструкторские бюро. Еще могли работать высокоразвитые предприятия с парком сложных станков и хорошо подготовленными работниками. Еще сохранялись коллективы специалистов и разработчиков. Они, не утратив иллюзий насчет природы «Россиянии», разрабатывали проекты новых машин, компьютеров, самолетов, мечтали выйти в реальность с новыми технологиями.
Но с тех пор прошли годы. Предприятия оказались разграбленными. Станки либо разобрали, либо продали, либо они просто вышли из строя. Научно-промышленные объединения и комплексы разодрали на части, приватизировали по отдельности. Оторвали заводы от лабораторий и конструкторских бюро. Cамое главное – ушли люди. Специалисты, обладавшие техническими и научными знаниями мирового класса. Кто-то умер от старости, кто-то спился от безнадежности, кто-то ушел торговать в частный бизнес и потерял квалификацию. Остались доживающие свое старики.
А власть, очнувшись через пятнадцать лет после гибели СССР, начинает вливать огромные деньги якобы в имеющиеся отрасли. Некому уже эти деньги превращать в чудеса научно-технической мысли. Мертвецам сколько денег ни дай – они уже не поднимутся и не покажут чудеса работоспособности. Реальная опасность сегодня состоит в том, что власть вкачает астрономические деньги в свои научно-технические программы, но они уйдут как в песок. В СССР успешно действовали хорошо продуманные структуры, что объединяли в себе весь цикл создания новой техники: от проектирования и опытных работ до массового производства и обслуживания. Были структуры, что могли увязать программы исследований, производства и подготовки нужных специалистов в вузах и техникумах в одно целое. В России все это сломали.
Посмотрите на то, чем вынуждена заниматься ОАК. Ей приходится консолидировать активы бывшего Минавиапрома СССР, варварски раздробленные чубайсовой приватизацией 90-х годов. (Фактически, Иванову и его людям приходится ликвидировать последствия того, что наворотили ельцинские «реформаторы»). Вместо того чтобы сосредоточиться исключительно на конструкторских работах и производственных программах, менеджменту ОАК приходится вести изнурительную работу с массой акционеров заводов и КБ. Утрясать соотношения обмена акций, платить огромные деньги компаниям-оценщикам. Огромные деньги уйдут не на производство новой техники, а на скупку акций. То же самое ждет команду Иванова при будущей консолидации авиадвигателестроения и производства авионики.
Иванов и сверхзадачиОтсюда вывод: Сергея Иванова, назначенного куратором высокотехнологично-промышленного развития РФ, бросили на тяжелейшее направление. На него навалили столько отраслей, что и сказочный атлант вряд ли выдержит такую нагрузку.
Сергею Иванову приходится одновременно решать три нелегкие суперзадачи: поднимать высокотехнологический сектор, ликвидировать последствия приватизации и деградации 90-х годов и бороться с неэффективностью нынешнего госаппарата. Положение усугубляется тем, что время упущено: то, что пытается делать для спасения сложной промышленности РФ нынешняя власть, надо было делать еще при Ельцине, лет десять назад.
Иванова легко ругать и критиковать. Но поможешь ли этим реальному делу? Судьба страны сегодня зависит от того, сможет ли государство спасти и развить важнейшие высокотехнологичные отрасли. Кажется, стоит попробовать иной путь: помочь Иванову. Пособить ему преодолеть инерцию, косность и вороватость бюрократии. Как? Привлекая к делу негосударственные общественные группы энтузиастов. Дело-то не в Иванове, а в самом кризисе прежней системы управления.
Нужно попробовать в инициативном порядке предложить некоторые планы и приоритеты. Действуя на общественных началах, показать провалы в бюрократических планах, что норовят выдвинуть многие, кто ходит под кураторством первого вице-премьера. Например, оное касается Роскосмоса, что на глазах явно заводит космическую индустрию РФ в тупик тотальной коммерциализации. Но здесь нужны и ответные шаги власти – навстречу общественности.
Давайте вспомним сталинский опыт. В годы первых пятилеток власть устраивала профессионально-корпоративные съезды: шахтеров, машиностроителей, текстильщиков и т.д. На них происходил обмен опытом, делались рационализаторские предложения в области технологий, экономии, организации труда. Власть не боялась слушать дельные советы от специалистов, живущих тем или иным делом. Власть доверяла не только бюрократам, она прибегала и к «коллективному разуму» общественности, экспертного сообщества. Ибо оно в совокупности умнее чиновников. И видит больше.
А почему бы не устроить съезды (и постоянно действующие интернет-форумы) современных авиастроителей, нанотехнологов, электронщиков, двигателестроителей? Нечто вроде «научно-промышленного парламента» в помощь Иванову? Экспертное сообщество профессионалов способно подсказать многие пути решения проблем, вытащить на свет то, что не замечают или замалчивают чиновники. Кто-то предложит передовые организационные технологии, что позволяют резко увеличить эффективность управления, снизить затраты и объективно выявить самых некомпетентных и вороватых менеджеров. Кто-то укажет способы усовершенствования работы «Роснанотеха». Кто-то покажет новую технологию цифровой беспроводной связи, что дешевле западной. И если министр связи и информации Леонид Рейман не скажет о ней вице-премьеру Иванову, то скажет общественность. Эксперты покажут, где подчиненные тому же Иванову чиновники лукавят, врут, норовят увести дело на заведомо неэффективный и слишком затратный путь.
Справиться с запутанными и запущенными проблемами научно-технического развития РФ сегодня можно только так. В союзе сильной власти и общественных организаций. Ибо ставка только на бюрократов приведет все к бесславному концу, к катастрофе.
Сергею Иванову, произведенному в «высокотехнологичные вице-премьеры», приказали сотворить чудо. Но его возможности ограничены: он неминуемо надорвется. Если не будет творчески использован опыт первых пятилеток. Опыт взаимодействия в системе «власть-сообщества энтузиастов-экспертов». Сделай это – и чудо свершится.