КТО ОСТАНОВИТ РОСТ ЦЕН?
Сейчас о ценах говорят все и везде – дома, на работе, в печати. Это и не удивительно, так как население России длительное время находится в тисках постоянно-произвольного роста розничных цен на потребительском рынке, в сфере жилищно-коммунального и бытового обслуживания. При этом фактический рост цен в несколько раз превышает официальные данные инфляции в стране.
Удивительно то, что розничные цены на товары растут мгновенно, по кем-то распространенному недостоверному слуху, как то, что урожай зерна в этом году в России будет ниже прошлогоднего, спрос на молочные продукты, нефть и нефтепродукты увеличился, и так далее.
Этого было достаточно, чтобы с 1 сентября 2007 года розничные цены на хлебобулочные изделия, молочные продукты, сыр, масло, мясо и многие другие продукты первой необходимости поднять на 30-40%, а в ряде случаев и до 70%. Возросли цены на медикаменты, ухудшилось соцобеспечение, усложнился порядок выдачи жилищных субсидий.
И так каждый раз. Люди уже забыли, что такое снижение цен. Где же цивилизованная рыночная экономика, правовой порядок и ответственность?
Чтобы разобраться в этом непростом деле – немного истории.
Тогда и сейчас
После окончания Второй мировой войны наша страна, несмотря на огромные материальные и людские потери, нашла в себе силы и мужество ежегодно снижать розничные цены на товары народного потребления примерно на 10-15%. Проводилась большая работа по упорядочению ценообразования, контролю за ценами и порядком их утверждения.
Была выработана система трех прейскурантов розничных цен в зависимости от климатических и других условий расположения данного региона от центров снабжения. Согласно этим прейскурантам, разница в ценах на аналогичные товары не превышала 10-15% (теперь же – в разы, кто как пожелает). Оптовые торговые базы Минторга СССР занимались проверкой качества товаров и цен, получением и распределением товаров по более мелким грузополучателям. Базы эти работали четко и содержались за счет предоставляемой им торговой скидки в среднем в размере 6-8 %. И этого было им вполне достаточно для нормальной работы и материального вознаграждения.
С учетом мирового опыта работы была упрощена громоздкая система ценообразования по обуви, швейным и трикотажным импортным изделиям, что позволило значительно улучшить обслуживание населения, сократить объем расчетной и другой работы в торговле и ежегодно давать государству сотни миллионов прибыли. Об этом газета «Известия» в октябре 1966 года опубликовала статью «Компас цен».
Важно также отметить, что ЦСУ СССР ежеквартально для принятия необходимых мер направляло в Правительство данные о качестве импортных товаров, «залежалых» и «неходовых» остатках товаров, находящихся в торговой сети. В 80-ые годы только по линии Всесоюзного внешнеторгового объединения «Разноэкспорт» Минвнешторга СССР поставлялось в СССР ежегодно более 300 миллионов единиц швейных и трикотажных изделий, около 130 миллионов пар обуви и много других товаров ширпотреба. Объединение давало в госбюджет до 18% средств от розничного товарооборота страны.
И вот по материалам ЦСУ СССР Комитет народного контроля СССР предъявил нам соответствующие претензии, которые, по моему убеждению, были несправедливы. В то время я работал в В.О. «Разноэкспорт» заместителем директора фирмы «Одежда» и по общественной линии был председателем народного контроля. В этой связи в ноябре 1988 года в газете «Правда» я опубликовал статью с изложением фактического положения дел с импортом и, в частности, указал, главные причины образования в торговой сети «залежалых» и «неходовых» остатков импортных товаров.
С удовлетворением должен сказать, реакция на этот материал была незамедлительной. Буквально на следующей неделе в Госплане СССР с участием руководителей всех заинтересованных организаций было проведено соответствующее обсуждение материалов и приняты необходимые меры. Для проверки изложенных материалов меня вместе с работниками КНК СССР командировали в ряд городов, заслушали объяснения и убедились в их достоверности.
Угроза проверки В.О. «Разноэкспорт» со стороны КНК СССР естественно отпала.
К сожалению, теперь такого внимания и требовательности к жизненно важным вопросам у нас не хватает. Поэтому каждый чиновник чувствует себя безнаказанным и творит что хочет, без учета общественных интересов.
Выход из кризиса
В результате неадекватных действий Минэкономразвития по существу свернуто собственное производство основных продуктов сельского хозяйства, легкой и местной промышленности, что поставило политику цен и обеспечения потребительского рынка России товарами первой необходимости в зависимость от прихоти Запада. Вот и цены растут – нет собственных конкурентов и достаточных производителей.
Свернут также действенный контроль качества товаров. Россия стала свалкой низкокачественных и экологически вредных импортных товаров. Об этом много пишут СМИ, говорят видные ученые страны, но они остаются не услышанными.
Экономика и финансовая обеспеченность России держатся не за счет эффективной и разумной внешнеторговой деятельности, а за счет весьма благоприятной временной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ, что является тревожным симптомом будущего развития нашей страны. А работа социальной сферы не выдерживает никакой критики.
В этой связи было бы полезным вспомнить опыт работы Правительства Примакова - Маслюкова, которое в 1998 году буквально за один год вытащило Россию из глубочайшего экономического кризиса.
Представляется целесообразным:
В целях осуществления государственной политики цен в интересах страны и народа необходимо восстановить Государственный комитет цен, придав ему весомые полномочия, позволяющие беспрепятственно проводить цивилизованную ценовую политику на потребительском рынке, в сфере жилищно-коммунального и бытового обслуживания. Этот орган подчинить главе Правительства или Президенту РФ.
В месячный срок восстановить на потребительском рынке цены, которые были произвольно повышены 1 сентября 2007 года. Рассмотреть вопрос о государственных дотациях на некоторые жизненно важные товары, медицинские и другие услуги.
Восстановить Министерство внешней и внутренней торговли, выделив его из Минэкономразвития и торговли РФ. Повысить роль и значимость конъюнктурного института в проведении политики цен с учетом ранее накопленного полезного опыта работы.
Для обеспечения более эффективной работы Общественной палаты РФ значительно расширить ее права и полномочия, доукомплектовать кадрами профессионалов и установить достойную зарплату. Для осуществления связей с общественностью учредить свой печатный орган.
Федеральным и государственным служащим, независимо от времени ухода на пенсию, установить единые справедливые пенсии и доплаты к ним, исходя из полного стажа работы, вклада в трудовую деятельность и среднемесячной зарплаты за последние 12 полных месяцев государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости с перерасчетом зарплаты по соответствующему банковскому коэффициенту. Упростить систему выдачи жилищных субсидий, сделав ее доступной и необременительной.
Расширить полномочия и контрольную деятельность ТПП РФ по проверке качества товаров народного потребления с учетом ранее накопленного полезного опыта работы.
В целях упорядочения ценообразования разработать соответствующее положение, определив в нем максимальные надбавки к цене при производстве, транспортировке и реализации товара в торговой сети в зависимости от района страны.
Рассмотреть возможность создания оптовых посреднических баз для комплектования и доставки товаров в труднодоступные районы страны, используя положительный опыт прошлых лет.
Значительно сократить количество посредников и для товаропроизводителей создать условия по беспрепятственной доставке товаров в торговую сеть.
Создать условия для успешного роста производства отечественных товаров первой необходимости и перестроить ценовую и таможенно-тарифную политику в интересах всего населения страны.
Реализация указанных предложений позволит решить проблему цен, улучшить обслуживание населения страны и снизить социальную напряженность в обществе.
Автор - советник государственной службы первого класса
|