|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №68 ТЕМА НОМЕРА |
Преемник подкрался незаметно |
ЧТО БУДЕТ СО СТРАНОЙ, ЕСЛИ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ СТАНЕТ ЗЮГАНОВ
Итоги выборов в Государственную Думу можно уже начинать подводить – с ними всё ясно. Однако далеко не всё ясно с грядущими президентскими выборами. За неимением ярко выраженного «преемника» страну может возглавить политик, который в качестве будущего президента пока не рассматривается. Например, непотопляемый руководитель КПРФ.
Рисунок Виктора Скрылёва
Равнодушие, которое выказывают отечественные СМИ к предстоящим парламентским выборам, вполне объяснимо: по сути, их итоги уже всем известны. В победе «Единой России» никто не сомневается, высказываются лишь предположения, насколько убедительной она будет. И, по большому счёту, не особенно важно, кто пройдёт в Госдуму вслед за «ЕдРом» – коммунисты ли, ЛДПР или ещё кто. Так или иначе, ближайшие четыре года пройдут под диктовку «медведей», грозный рык которых станет для всех законом.
Ощущением политической предрешённости пропитана сегодня вся страна. Будущее России видится в позитивном свете, омрачить который, кажется, уже ничего не может. Пожалуй, впервые за всю постсоветскую историю народ почувствовал уверенность в завтрашнем дне. Однако жить этому всеобщему спокойствию осталось недолго: утро 1 января 2008 года откроет перед Россией новые реалии. Намеченные на март президентские выборы способны преподнести массу неожиданных сюрпризов.
Кто на новенького
Владимир Путин уходит – в спорах о третьем сроке его президентских полномочий им же самим поставлена жирная точка. Однако точка эта больше похожа на знак вопроса: что будет со страной после мартовских выборов и, главное, кто сменит действующего главу государства? Ясно, что Путин оставит преемника. Вместе с тем, с уверенностью назвать его имя не берутся даже самые авторитетные политологи.
Зная тонкую непредсказуемость решений президента, любящего преподносить всевозможного рода сюрпризы, прогнозировать «президентский» расклад – дело, мягко говоря, неблагодарное. Вспомните только, что ещё полгода назад взоры большинства аналитиков были прикованы к паре первых вице-премьеров – Сергею Иванову и Дмитрию Медведеву. Именно одного из них политологи видели в кресле главы государства, ожидая лишь соответствующей отмашки президента. Но Путин молчал.
Молчание прервалось неожиданной отставкой Михаила Фрадкова и выходом на российскую политическую авансцену никем не предсказанной «тёмной лошадки». Виктор Зубков, которого после назначения премьер-министром быстро записали в преемники, окончательно спутал все карты. С этого момента президентское будущее России окончательно погрузилось во мрак тайны.
Гадания на тему «Кого Путин назовёт своим преемником» – далеко не прихоть журналистов. Народ давно уже хочет знать, кому с марта 2008 года будет доверена его судьба. Однако этот здоровый интерес до сих пор остаётся неудовлетворённым. Кремль отказывается открывать карты, раскладывая какой-то свой пасьянс. Сегодня ни у кого не остаётся сомнений, что розыгрыш этой хитрой комбинации бесконечно продолжаться не может. И дело даже не в людском любопытстве, границ которому не существует. Дело в тех последствиях, которые может принести выбранная на Старой площади тактика молчания. Ведь с началом парламентской избирательной кампании взяла старт и президентская гонка. Понимая, что до марта осталось не более четырёх месяцев, лидеры ведущих российских политических формаций начали активную агитационную работу. Цель её – не энное количество мест в Государственной Думе, которые при оглушительной популярности «Единой России» занять будет ой как трудно – партийные лидеры, оставленные «ЕдРом» не у дел, откровенно метят в кресло главы государства.
Пустота вместо преемников
Возникает вопрос: хватит ли у Кремля времени, чтобы обогнать набирающих ход некремлёвских кандидатов в президенты?
Раскрутка новой политической фигуры – дело непростое, требующее привлечения гигантских медийных и финансовых ресурсов. Видим ли мы что-либо подобное сегодня? Нет. До президентских выборов остаётся всё меньше и меньше времени, а внятных действий Кремля до сих пор как-то не чувствуется. Ни одна из фигур, потенциально претендующих на роль преемника, не пользуется ощутимой поддержкой Старой площади. Очень резво стартовавшие в качестве «преемников» Дмитрий Медведев и Сергей Иванов завязли в трясине правительственной рутины. И хотя без обширных выступлений обоих не обходится практически ни один выпуск новостей, их лица меркнут в лучах популярности Путина. По данным социологических замеров, Иванов и Медведев пользуются поддержкой не более 7% россиян.
Не особо ясна и судьба Виктора Зубкова. В первые дни после назначения новоиспечённый премьер недвусмысленно заявлял о своих президентских амбициях. Одаривал его авансами и Владимир Путин. Однако медовый месяц первых лиц государства закончился даже раньше установленного традицией срока. Неожиданно взбесившиеся цены на основные продукты питания способны поставить крест на политическом будущем Зубкова. Альтернатив же вышеуказанным лицам в России, по сути, сейчас и нет. В разное время на роль путинского преемника претендовали и Александр Ткачёв, и Дмитрий Козак, и многие другие. Однако все они, так или иначе, сошли с дистанции, потеряв даже в глазах СМИ всякие шансы возглавить государство.
На околокремлёвской сцене образовалась заметная пустота. «Иных уж нет, а те – далече».
Слово за президентом?
Другая сторона проблемы – безмерная вера политической элиты в силу слова президента. По умолчанию предполагается, что какого бы преемника ни выдвинул Владимир Путин, его непременно поддержит народ. Якобы одного слова президента будет достаточно, чтобы решить исход предвыборной гонки с нужным Старой площади исходом. Вместе с тем, уверенность в том, что ситуация непременно должна развиваться именно по этому сценарию, основана на сомнительных представлениях о народных настроениях.
Бесспорно, поддержка, которую на протяжении последних лет оказывают президенту граждане России, позволяет политтехнологам рассчитывать на определяющую роль авторитета Путина в формировании политических предпочтений электората.
С другой стороны, не будем забывать, что поддержка эта непосредственно связана с его именем. Только с Путиным и ни с кем другим народ связывает все успехи, которых за последние годы добилась Россия. Где гарантия, что личная популярность президента сможет перекинуться на его преемника? Авторитет – не эстафетная палочка, которую с лёгкостью можно передать совершенно неизвестному лицу без потери его силы.
Только представьте – завтра Владимир Путин говорит: «Иван Иванович Иванов, зарекомендовавший себя как ответственный работник и надёжный человек, – мой преемник. Голосуйте за него». Станет ли это для избирателей убедительным основанием по молчаливому согласию поддержать новоиспечённого кандидата в президенты? Ответить на этот вопрос со стопроцентной уверенностью очень трудно. Может оказаться, что народ не захочет доверить свою судьбу политику, заметно уступающему нынешнему президенту в авторитетности и известности.
Незримый фаворит
Сомнения в успешности операции «Преемник» блуждают даже в Кремле. В околопрезидентских кругах отнюдь нет уверенности, что одним лишь словом нынешнего главы государства можно будет решить мартовскую проблему. Многие на Старой площади обеспокоены, что пущенная на самотёк президентская избирательная кампания может обернуться для всех массой непредусмотренных проблем.
Имя одной из этих проблем в Кремле хорошо известно. Геннадий Андреевич Зюганов – мастодонт российской политики – не единожды ломал выстроенные Кремлём планы. И хотя лучшие годы КПРФ, как и его лидера, уже прошли, списывать со счетов коммунистов не стоит. Сегодня, как ни странно, Зюганов ближе к президентской победе, чем даже в 1996 году. Тогда, в середине 90-х, против него объединились все демократические силы – страх перед коммунистическим реваншем заставил подписать мировую даже непримиримых противников. Сегодня на фоне чрезмерной политической самоуверенности, вызванной твёрдостью позиций партии власти и популярностью Путина, всерьёз к Зюганову уже никто не относится. А зря.
В настоящий момент Геннадий Зюганов – «номер один» в списке кандидатов в президенты. В ситуации, когда Кремль выказывает неопределённость в вопросе выдвижения путинского преемника, именно он может объединить вокруг себя запутавшийся электорат.
Спрашивается, почему народ должен непременно поддержать некоего пока не известного выдвиженца Старой площади, пусть и поддержанного лично Путиным, когда на политической сцене есть внятная фигура лидера российских коммунистов?
Не будем забывать, что КПРФ – это не только политический бренд, проверенный годами, но и предельно активный электорат, готовый по первому зову партии «выйти на улицы». Над Зюгановым не висит необходимости проводить масштабную предвыборную кампанию – в своей известности он проигрывает, пожалуй, только Путину. Нет у него проблем и идеологического плана: политическая программа российских коммунистов хорошо известна, а главное – приятна многим. В общем, у Зюганова сегодня есть всё, чтобы без особых проблем и видимых препятствий уже в марте 2008 года оформить долгожданную кремлёвскую прописку.
КСТАТИ
«Проблема Зюганова», думается, может определённо сойти на нет, если почтенная публика всё же прислушается к тому, что до неё пытаются донести особенно упорные политические деятели. Скажем, спикер Совета Федерации Сергей Миронов не перестаёт радовать общественность, наблюдающую за политическими процессами, всё новыми инициативами на заданную им же самим тему. Миронов – лидер партии, позиционирующей себя силой, оппонирующей другой партии, в федеральном списке которой значится человек, по отношению к которому Миронов позиционирует себя лояльным сторонником, – указал на существование алгоритма, «который позволяет Владимиру Путину, не нарушая Конституции, вновь занять пост президента весной следующего года». Как выразился Миронов, «есть легитимный вариант, без изменения Конституции, по которому Владимир Путин может остаться президентом и после марта 2008 года. Более подробно я об этом говорить не буду. Такой вариант есть, и знает о нем, в том числе, и сам Владимир Путин. Но все зависит от его решения». Между тем, несмотря на напущенный в приведённой цитате туман, информационные агентства передают расшифровку алгоритма, озвученную тем же Мироновым: нынешний президент России может досрочно уйти в отставку и на выборах главы государства снова выдвинуть свою кандидатуру. Что же касается нежелания самого гаранта идти на третий срок, то здесь Миронов высказывает надежду на то, что «президент страны прислушается к мнению подавляющего числа россиян» и пересмотрит свою позицию по данному вопросу. Кстати, ранее Миронов дошёл до того, что предложил действующему президенту России занять пост спикера Совета Федерации. Мол, «это позволило бы ему контролировать Госдуму и правительство, активно работать по проведению внешней и внутренней политики. Ведь Совет Федерации может заблокировать любой законопроект, принятый Госдумой».
ЦИФРЫВесомость президентских амбиций лидера КПРФ подчёркивается соцопросами. Как видно из приведённых цифр, Зюганов уже сейчас обыгрывает любого из кандидатов, так или иначе называвшихся «преемниками». Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит, в частности, еженедельные измерения электоральных предпочтений россиян, задавая им один вопрос: «Если бы президентские выборы проводились в ближайшее воскресенье, то за кого из кандидатов Вы бы проголосовали?». В каждом опросе принимали участие 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Согласно опросу, проведённому 17-18 ноября сего года, вот каков электоральный рейтинг российских политиков: Владимир Путин – 66%, Геннадий Зюганов – 3%, Владимир Жириновский – 3%, Дмитрий Медведев – 2%, Сергей Иванов – 1%, Виктор Зубков – 1%, Сергей Шойгу – 1%. Фонд «Общественное мнение» провёл 15 ноября опрос на тему «Представьте себе, что в следующее воскресенье состоятся очередные выборы президента. Скажите, пожалуйста, как, за кого из политиков вы бы проголосовали?». Опрос был с выборкой 3000 респондентов (200 населенных пунктов, 63 субъекта федерации). Вот результаты: Владимир Путин – 54%, Владимир Жириновский – 4%, Геннадий Зюганов – 4%, Дмитрий Медведев – 3%, Сергей Иванов – 2%, Сергей Шойгу – 2%, Виктор Зубков – 1%.
СПРАВКАО том, что произойдёт с Россией, если нашим президентом будет Зюганов можно прочитать в программе партии «Семь шагов в достойное будущее». Придя к власти, коммунисты гарантируют её исполнение и в целом планируют сделать многое для того, чтобы народ жил при КПРФ так, как жил при КПСС. Вот некоторое из того, что может быть воплощено в жизнь. - Национализация. КПРФ предполагает вернуть государству стратегические отрасли экономики и природные ресурсы, а также монополию на производство и сбыт спиртовой и винно-водочной продукции, табачных изделий. Будет восстановлено госпланирование и контроль государства над процессом ценообразования. - Реформа законодательства. КПРФ собирается отменить некоторые законы: закон о монетизации льгот, Жилищный, Земельный, Лесной и Водный кодексы. В УК вернётся конфискация имущества за особо тяжкие преступления против личности. Будет восстановлен институт смертной казни. Будет отменён срок давности по незаконным приватизационным сделкам. - Активизация процессов на постсоветском пространстве. Здесь коммунисты собираются восстановить «добровольный союз братских народов, входивших в состав СССР, прежде всего России, Украины, Белоруссии и, возможно, Казахстана». Особое внимание будет обращено на устройство прочного союза России и Белоруссии. - Реформа образования. КПРФ собирается отменить единый государственный экзамен, остановит переход к системе бакалавриата и магистратуры. - Усиление господдержки ряда отраслей. КПРФ каким-то образом рассчитывает вдвое увеличить финансирование науки (в перспективе – до 8% расходной части бюджета), тратить на поддержку агропромышленного комплекса до 10% расходной части бюджета. Также планируется гарантировать «заказ на издание массовым тиражом литературных произведений русской и советской классики» и очистить телевидение «от коммерческой рекламы». Пожалуй, это действительно похоже на то, что мы уже пережили. Вопрос только, куда мы скорее вернёмся – в 70-е или в конец 80-х. СЛОВА Александр Данилко, независимый политолог: «Поскольку Зюганов и его команда представляют собой несколько оппозиционно настроенную группу существующей правящей элите, то приход к власти вовсе не желателен. Так как очередная резкая смена элит приведёт к серьезным столкновениям и конфликтам на почве передела собственности. Если Зюганов станет президентом, это также негативно скажется на инвестиционной привлекательности нашей страны поскозьку при словосочетании «коммунистическая идеология» у Запада идут мурашки по спине и ни о каких политических гарантиях обеспечения знаменитых конвенций о защите капиталовложений и речи в таком случае не пойдёт. А вообще то, что Зюганов – настоящий коммунист по убеждениям, я не верю. Это всего лишь попытка отхватить электорат, создавая видимость приверженности к великим идеям. Беседовала Манэ Карапетян
|
|
|
стр.1 |
// ГАЗОВ Александр |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|